Право
Загрузить Adobe Flash Player
Навигация
Новые документы

Реклама

Законодательство России

Долой пост президента Беларуси

Ресурсы в тему
ПОИСК ДОКУМЕНТОВ

Постановление Министерства культуры Республики Беларусь от 30.12.2006 N 45 "Об утверждении Правил по охране труда для цирков"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года

Архив

< Главная страница

Стр. 2


Страницы: | Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 |



176. В технический паспорт циркового аппарата (конструкции грузоподъемного устройства) заносятся: фамилия сварщика, номер и срок действия квалификационного удостоверения.

177. Цирковые аппараты и их крепления не должны иметь резких выступающих граней, углов и заусенцев. Острые кромки (борта) аппаратов и отдельных деталей округляются или имеют фаски, за исключением технически обоснованных случаев.

178. Наружная поверхность деталей должна защищаться антикоррозийным покрытием, выполненным при помощи хромирования, никелирования, оцинковки, оксидирования, кадмирования, многослойного гальванического покрытия, масляной окраски или лакирования.

179. Лебедки с ручным приводом, предназначенные для подъема людей, снабжаются безопасными рукоятками, допускающими подъем и опускание только при непрерывном вращении. Скорость опускания свыше 20 м/мин не допускается. Рукоятки лебедок должны быть закреплены на ведущем валу. Усилие, прилагаемое к рукоятке, не должно превышать 15 кг.

180. В узлах аппаратуры, передающих крутящий момент, во избежание проворачивания сопрягаемых деталей необходимо применять шлицевые, шпоночные, клиновые или болтовые крепления, предохраняемые от произвольного разъединения или раскручивания.

181. Турники должны соответствовать требованиям технических условий на изготовление. Высота от манежа до верхней кромки стержня перекладины должна быть в пределах от 24,5 до 25,5 см, длина стержня между центрами шарниров 24 см. Перекладины турников и трапеций изготавливаются диаметром 2,5 - 3 мм.

Растяжки турников, подвеска колец и так далее должны выполняться из стальных канатов и цепей.

182. Складные батуты должны соответствовать требованиям технических условий на их изготовление.

Рамы батутов по всему периметру должны иметь мягкую обивку. Сетку следует натягивать равномерно и одинаково со всех сторон.

183. В трубчатых конструкциях аппаратов (перши, бамбуки и тому подобное), как правило, следует пропускать страхующий стальной канат. Места, служащие опорой для ног или рук работников, необходимо оплетать тесьмой или лентой.

184. При больших габаритах цирковые аппараты необходимо изготавливать разборными или складными.

185. Канаты для подъема и спуска, а также и корд-парели необходимо изготавливать из хлопчатобумажных или синтетических волокон диаметром 2,5 - 2,8 см.

186. Длина штрабата допускается не более 6 м.

187. Машинки вращения должны быть безопасны в работе.

188. Конструкции цирковых устройств (машинок вращения, зубников, лонж и так далее) должны отвечать требованиям технических условий нормативных правовых актов на их изготовление.

189. Зубники необходимо изготавливать по индивидуальному прикусу исполнителя.

190. Холодное оружие (сабли, шашки, мечи, рапиры, кинжалы, секиры и так далее) должно быть бутафорским.

191. Грузы на концах баланс-штоков необходимо надежно закреплять.

192. Настилы мостиков, трамплинов и подкидных досок в местах прихода и отхода исполнителей (акробатов, прыгунов в воду и так далее) следует покрывать резиновыми рифлеными дорожками.

193. Тетивы веревочных лестниц для подъема на цирковые аппараты изготавливаются из хлопчатобумажного или сизальского каната диаметром не менее 6 см, балясины - из дуба, клена или ясеня.

194. Для трюковых машин необходимо использовать шины, используемые для шоссейно-кольцевых гонок, с капроновым кордом.

Допускается применение пневматических и бескамерных шин с радиальным кордом. Каркас покрышки необходимо прочно связывать с бортами.

Для усиления передней вилки и рамы трюкового мотоцикла следует устанавливать предохранительные устройства, состоящие из хомутов и бужей.

195. Организация-изготовитель должна гарантировать соответствие цирковых аппаратов, а также грузоподъемных деталей и приспособлений (блоков, крюков, чекелей, карабинов и тому подобного) чертежам и техническим условиям, для чего на каждом изделии выбивается или штампуется клеймо маркировки с указанием наименования или товарного знака организации-изготовителя и типоразмера согласно соответствующим техническим нормативным правовым актам.



Глава 15

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЦИРКОВЫХ АППАРАТОВ



196. До начала эксплуатации цирковых аппаратов руководитель номера обязан:

предъявить цирковой аппарат со всеми вспомогательными и предохранительными приспособлениями инженеру по охране труда для проверки соответствия циркового аппарата техническому паспорту;

согласовать с инспектором манежа, руководителем коллектива и инженером по охране труда место подвески (установки) аппарата и предохранительных устройств;

провести инструктаж по охране труда с обслуживающим персоналом (униформисты, ассистенты, артисты) с отметкой в журнале регистрации инструктажа по охране труда.

197. Работы по установке, подвеске и снятию цирковых аппаратов и предохранительных приспособлений ведутся артистами номера во главе с его руководителем и под контролем инспектора манежа и инженера по охране труда.

Работы по подвеске, установке и заправке цирковых аппаратов должны производиться при полном обеспечении безопасности всех работников.

198. Подвеска и растяжка цирковых аппаратов, грузоподъемных устройств и предохранительных приспособлений за элементы конструкций, не предназначенных для этой цели, не допускается.

199. Места подвески и крепления цирковых аппаратов на клубных, театральных и других сценических площадках согласуются с лицами, ответственными за эксплуатацию этих объектов.

При отсутствии над сценой колосников цирковые аппараты следует подвешивать к узлам стропильных ферм нижнего пояса.

Отверстия для пропуска канатов в перекрытиях и потолках необходимо выполнять таких размеров, чтобы обеспечивался свободный проход канатов.

Для рассредоточения нагрузки от цирковых аппаратов над перекрытиями поперек балок укладывают круглые бревна длиной 2 - 3 м и диаметром 0,12 - 0,15 м, к которым вяжутся канаты подвески.

Сверления или другие нарушения планшета сцены, стен и перекрытий необходимо производить с разрешения владельца здания.

200. Высота подвески, радиус вращения цирковых аппаратов типа ракета определяются экспериментально на каждом новом месте подвески с помощью мерного груза. Эти параметры должны соответствовать величинам, указанным в технических паспортах на цирковые аппараты.

201. Подвесные канаты, растяжки и сами аппараты не должны касаться токоведущих частей электрооборудования и осветительных устройств, загромождать воздушное пространство над манежем и препятствовать безопасному выполнению трюков артистами.

202. Нагрузки на колосники и другие конструкции при креплении аппаратов распределяются равномерно и в местах их крепления не должны превышать допустимых величин.

203. Подвеску цирковых аппаратов в цирках необходимо производить над манежем, а в клубах и театрах - над сценой и авансценой.

204. Канаты следует вязать узлами и петлями.

При подвеске цирковых аппаратов канаты необходимо вязать выбленочными узлами (восьмерками) или задвижным штыком. Узел должен находиться сбоку или сверху трубы или балки, за которые подвешивается аппарат. Концы канатов, оставшиеся свободными, сворачиваются в бухту, обвязываются мягкой проволокой или крепятся зажимами.

205. При креплении циркового аппарата к конструкциям некруглого сечения (фермам, таврам и так далее) для устранения излома или перетирания под канаты необходимо ставить округлые деревянные подкладки.

206. Подвеска цирковых аппаратов и предохранительных приспособлений на карабинах или соединительных крюках допускается на растяжках с усилием не свыше 1 т.

207. Тугие канаты (проволоки) с натяжением более 3 т необходимо крепить за рамы нескольких якорей с каждой стороны прохода. Во время установки таких аппаратов и работы на них боковые проходы освобождаются от людей.

208. Для обеспечения устойчивости подвешиваемых или устанавливаемых аппаратов монтируется достаточное количество прочных растяжек, располагаемых симметрично к манежу, под одинаковым углом наклона с равным натяжением, не превышающим расчетное.

Во избежание значительных дополнительных напряжений в канатах и конструкциях аппарата наклон растяжек выдерживается в пределах, указанных в паспорте. В противном случае производится дополнительный расчет на прочность.

Растяжки при установке таких аппаратов, как "тугая проволока" и "тугой канат", проходят в одной вертикальной плоскости с рабочим канатом, а угол их наклона к горизонту не превышает указанного в техническом паспорте циркового аппарата. Стойки необходимо нагружать равномерно и без перекоса.

При креплении растяжек за кольца барьера барьерными крюками необходимо надевать их зевом наружу.

209. При натяжке талрепов скручивание канатов не допускается.

При сильном натяжении канатов вдоль натяжных устройств (талрепов, полиспастов) необходимо устанавливать дополнительные (страхующие) канаты минимальной длины. При натяжении полиспаста следить, чтобы нити каната не касались друг друга и не перекручивались, а блоки не перекашивались.

210. Штамберты, мостики, трапеции, турники и другие аппараты необходимо подвешивать (устанавливать) горизонтально.

Перекладины нескольких турников должны находиться в одной горизонтальной плоскости.

211. Батутные столы необходимо устанавливать без перекосов. Батутные стойки необходимо располагать вертикально. Сетку и растяжки натягивать равномерно по всему периметру.

Равномерность натяжения и величину упругости сетки должен проверять руководитель номера.

212. Установка антиподных тринков в "икарийских играх" на высоте более 2 м не допускается.

213. Новогодние елки необходимо крепить надежно со страхующим канатом подвески.

214. Стальные канаты в целях предохранения от коррозии покрывают высоковязкой, тугоплавкой смазкой.

Синтетические канаты защищают от прямых солнечных лучей и влаги.

Бракованные канаты хранить вместе с исправными не допускается.

215. Изделия из резины (шнуры амортизационные и тому подобное) не допускается хранить вблизи приборов отопления, подвергать действию прямых солнечных лучей и масел.

216. Цирковые аппараты и канаты необходимо перевозить в деревянных ящиках и брезентовых чехлах.

217. В цирках необходимо иметь достаточное количество запасных исправных унифицированных деталей, приспособлений и канатов.

218. Цирковые аппараты и предохранительные приспособления необходимо использовать только по прямому назначению.



Глава 16

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД ЦИРКОВЫХ АППАРАТОВ



219. Для вращения, подъема, спуска цирковых аппаратов необходимо применять электрический привод.

Для привода цирковых аппаратов необходимо использовать асинхронные двигатели трехфазного тока общего типа в закрытом малошумном исполнении и в облегченных алюминиевых оболочках.

220. Для подъема цирковых аппаратов и артистов необходимо применять грузовые реверсивные лебедки номинальной грузоподъемностью не свыше 1,5 т.

Лебедки необходимо оборудовать ручным приводом.

Лебедки необходимо комплектовать приспособлениями для крепления в полах прохода. Рама лебедки должна крепиться с таким расчетом, чтобы при двойной рабочей нагрузке лебедка не могла сдвинуться с места.

Барабан лебедки, рассчитанный под однослойную навивку каната, должен иметь канавки, нарезанные по винтовой линии.

221. Допускается управление приводом циркового аппарата дистанционно, при этом управление осуществляет специально обученный работник.

Дистанционное управление необходимо осуществлять с помощью реверсивных магнитных пускателей с размыкающимися концевыми выключателями, автоматически отключающими двигатель при достижении грузозахватным органом определенной высоты или перед подходом его к упору.

Концевые выключатели должны включаться в электрическую схему так, чтобы была обеспечена возможность движения в обратном направлении.

222. Органы управления (пульты, пусковые приборы, кнопки, рубильники, рукоятки и тому подобное) должны располагаться в местах, удобных для обзора, осмотра и манипулирования. Органы управления должны иметь надписи, указывающие операцию, для которой они предназначены, или характер сигнала ("включено", "отключено"), и сигнальные лампочки на случай работы в затемненном зале.

Кнопки "Пуск" и "Подъем" окрашиваются зеленым цветом, "Стоп" - красным, заземляющие шины - черным, а остальные надписи - белым цветом.

223. Механизмы, имеющие одновременно электрический и ручной приводы, должны быть снабжены блокировкой, отключающей электропривод при переходе на ручное управление.

224. Для защиты двигателя от коротких замыканий отдельно от пускателя необходимо устанавливать плавкие предохранители.



Глава 17

СРЕДСТВА СТРАХОВКИ, ЗАЩИТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ



225. Вращающиеся части аппаратов (в том числе и механизмов привода) необходимо ограждать кожухами или обеспечивать другой защитой, предупреждающими травмирование работников. Мостики для "высоких канатов" (на высоте 4 м или более над манежем) необходимо ограждать с трех сторон барьерами высотой не менее 0,8 м.

226. В случае возникновения чрезвычайной ситуации в цирке необходимо иметь подвесные центральные лонжи, аварийную веревочную лестницу для непредвиденного спуска исполнителей с циркового аппарата, предохранительную сетку размером не менее 4 x 4 м.

227. Для страховки артистов (воздушных гимнастов, эквилибристов, жокеев, акробатов и других) применяются лонжи (одинарные, двойные и гроздевые).

228. По способу удержания лонжи бывают ручные и подвесные. Подвесные лонжи делятся на местные и центральные.

Местные лонжи должны крепиться непосредственно к цирковым аппаратам, на которых работают страхуемые артисты. Центральные лонжи должны крепиться за специальные технологические устройства на колосниках или другие конструкции.

229. Лонжа состоит из предохранительного пояса, лонжевого каната и устройств для их надежного соединения. Кроме того, местные лонжи оборудуются креплениями к цирковым аппаратам или другим устройствам, а центральные, для удобства страховки, - оплетками ходовых концов лонжевых канатов, а также блоками с канатами подвески. Шейные лонжи имеют прокладки для равномерного распределения возникающих усилий.

230. Динамическое усилие на одинарную лонжу не может превышать 700 кг, а разрывная статическая нагрузка на пояс в рабочем положении - 1500 кг.

231. Предохранительный пояс должен быть хорошо подогнан к работнику (исполнителю циркового номера) и быть шириной не менее 3 см. Предохранительный пояс должен быть изготовлен из материалов, обеспечивающих амортизацию для снятия амплитудной величины усилия, воспринимаемого исполнителем при возможном срыве. Для увеличения прочности предохранительный пояс усиливается стальным канатом диаметром 1,6 - 3,0 мм.

232. Стальные кольца и пряжки прочно и надежно прикрепляются к предохранительному поясу. Пряжки изготавливаются такими, чтобы они не могли самопроизвольно расстегнуться при любом положении тела.

233. В качестве лонжевых необходимо применять мягкие стальные канаты с органическим сердечником. Конец каната, находящийся у страхующих лиц (униформистов), оплетается хлопчатобумажной веревкой. Длина каната местной лонжи должна быть минимальной, чтобы уменьшить свободное падение исполнителя при срыве. Лонжевые канаты, подверженные ударным нагрузкам, следует снабжать резиновыми или пружинными амортизаторами.

234. Лонжевый канат необходимо соединять с предохранительным поясом при помощи чекеля или карабина с предохранителем от самораскрытия.

235. Цепи для удержания ловиторов партерных полетов необходимо надежно крепить к специальным поясам из сыромятной кожи, подстрахованным стальным канатом. Пояса, кроме пряжек, необходимо снабжать предохранительными кнопками.

236. Ножные и ручные петли бамбуков, першей и других цирковых аппаратов необходимо подстраховывать стальными канатами.

Замки для лопингов должны быть прочными и удобными, с индивидуальной подгонкой.

237. Шланги для спуска артистов по канату должны быть изготовлены из обрезков пожарного льняного рукава с вшитыми в концы кольцами. К шлангу для страховки от срыва исполнителя пришивается предохранительная петля с подвижной шлевкой (тренчиком) из шорно-седельной кожи.

238. Размер предохранительной сетки должен быть таким, чтобы обеспечивалась страховка исполнителя при срыве из любого положения, но не уже 6 м для канатоходца, 5 м - для групповых полетов и 4 м для одинарных воздушных полетов. Длина сетки должна быть более расстояния между крайними частями аппарата на 2 м с каждой стороны. За мостик сетка должна заходить не менее чем на 1 м. Высота подвески сетки и ее натяжение должны обеспечивать расстояние в 1 м между сеткой и манежным настилом при падении в нее максимального числа исполнителей.

При всех случаях должна обеспечиваться безопасность зрителей при падении гимнаста в любое место сетки.

Предохранительную сетку необходимо натягивать так, чтобы мостик, ловиторка и вольтижерка находились над серединой (по ширине) сетки, располагаясь симметрично относительно ее длинной оси.

В предохранительных сетках не допускается применять поддержки в виде стоек. При всех видах воздушных полетов с обоих концов сетки необходимо натягивать откосы шириной, равной ширине сетки. Для предупреждения обратного выбрасывания исполнителей откосы должны натягиваться под углом к горизонту не более 80 град. со стороны амфитеатра. Верх откоса должен превышать не менее чем на 1 м верхнюю точку подъема артистов при полете или качке.

239. Репетиции и выступления акробатов-прыгунов следует проводить на гимнастической дорожке длиной не менее 12 м и манежном ковре размером не менее 6 x 6 м.

240. Для предохранения артистов от ушибов, вывихов и растяжений необходимо применять специальные защитные приспособления (напульсники, накладки ладонные, бандажи, для защиты головы мотогонщиков - каски).

При работе с обжигающими жидкостями и пиротехническими составами необходимо пользоваться защитными очками.

Для предупреждения и исправления плоскостопия, главным образом, у артистов, выступающих на коньках или роликах, а также у артистов балета должны применяться супинаторы (ортопедические стельки).

Для смещения жестких приходов при прыжках на ходулях необходимо применять демпферы с вязким трением и обувь с тонкими резиновыми стельками.



Глава 18

ПРИМЕНЕНИЕ ПИРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ



241. В случаях применения пиротехнических изделий должны соблюдаться требования Правил безопасности при изготовлении и использовании пиротехнических изделий, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 4 октября 2004 г. N 32 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 10, 8/11962).

242. К руководству работами по производству и использованию пиротехнических изделий допускаются лица, которые имеют высшее или среднее образование, получившие единую книжку взрывника и удостоверение пиротехника.

243. К работе с пиротехническими изделиями допускаются лица мужского пола не моложе 20 лет, имеющие единую книжку взрывника или удостоверение пиротехника и прошедшие медицинское освидетельствование в установленном порядке.

244. Обучение, инструктаж и проверка знаний по вопросам охраны труда работников при применении пиротехнических изделий должны осуществляться в соответствии с Правилами обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда.



Раздел VII

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ АРТИСТОВ ЦИРКА



Глава 19

РЕПЕТИЦИИ И РАЗМИНКИ



245. Артист обязан знать опасные ситуации, которые могут возникнуть при исполнении трюков, способы благополучного выхода из них, заранее отрепетировать и отработать свои действия и движения на случай неточного (неблагоприятного) хода трюка.

Акробаты и гимнасты, выступающие над предохранительной сеткой, должны быть обучены приемам безопасного падения на пол, ковер или сетку из любых положений, при которых может произойти падение (срыв).

246. Падения необходимо отрабатывать с участием работников, обеспечивающих страховку артистов (далее - пассировщики), одновременно с отработкой фазы нормального "прихода" сначала на сетке, а затем на ковре.

При неожиданном срыве нельзя выставлять "жесткие" руки в сторону падения. Артист должен напрячь мышцы туловища и конечностей, сгруппироваться, втянуть голову в плечи и прижать подбородок к груди. Такое пружинящее положение тела значительно смягчит удар и предохранит от серьезной травмы. Неожиданное падение назад следует перевести в падение на бок.

После исполнения прыжка "приход" приземление на ковер должно всегда происходить мягко, на носки слегка согнутых ног. Это исключит нежелательные сотрясения, смещения внутренних органов, повреждение суставов или растяжения мышц ног. Не допускается осуществлять "приход" жестко на пятки и прямые (тугие) ноги.

В момент "прихода" на предохранительную или батутную сетку, в том числе при неудавшемся трюке, мышцы должны быть напряжены, руки находиться в воздухе или прижаты к телу. Опираться руками на сетку во время "прихода" не допускается.

247. Трюки на батуте должны исполняться артистами без значительных горизонтальных перемещений.

248. Репетиционные прыжки с барьера должны исполняться при снятой барьерной дорожке.

249. Все артисты, выступления которых связаны с повышенной физической нагрузкой, обязаны делать общую и специальную разминку, проводить ее спокойно и без спешки, с соблюдением последовательности, чтобы исключить возможность травм в период самой разминки. Разминка соответствует индивидуальности артиста, характеру трюков.

Время разминки колеблется в зависимости от особенностей физического развития, индивидуальной подготовленности артиста, величины и интенсивности рабочей нагрузки.

Общая и специальная разминки длятся не менее 15 минут.

250. Разминка заканчивается за 10 - 15 минут до выхода на манеж.

251. При перерывах в работе продолжительностью до 15 минут артист должен надевать теплый халат, чтобы сохранить в теле тепло.

252. Выход на манеж, сцену или лед артистов, выступления которых связаны с повышенной физической нагрузкой, без предварительной разминки не допускается.



Глава 20

СТРАХОВКА И ПАССИРОВКА



253. Виды страховки:

страховка с помощью лонжи;

страховка с применением петли;

пассировка.

Страховке подлежат:

исполнители трюков, связанных с возможностью непредвиденного падения независимо от его высоты;

артисты, исполняющие прыжки на третьего артиста или на перш;

артисты, исполняющие трюки на першах, лестницах, мачтах и других аналогичных аппаратах независимо от их высоты;

артисты, переносимые на голове или плечах партнеров;

третьи и последующие артисты при плечевой работе в пирамидах, на лошадях или на таких аппаратах, как шары, мотоциклы, велосипеды и тому подобное;

артисты, висящие на зубниках;

вольтижеры в "икарийских играх";

артисты, спускающиеся по канату на шланге.

254. Пассировке подлежат все высокие, жесткие и неуверенные "приходы" на пол, ковер или манеж.

255. Страховка должна осуществляться в зависимости от конкретных условий исполнения трюков, устройства цирковых аппаратов и скорости их движения, количества участников номера, степени опасности и так далее при помощи специальных устройств (лонж, сеток, петель и тому подобного).

256. Вид и способы страховки артистов определяются комиссией, назначаемой руководителем цирка. Решение комиссии вносится в технический паспорт циркового аппарата.

257. При выполнении трюков с использованием цирковых аппаратов (турников и так далее), а также в прыжках с трамплинов и подкидных досок в местах "прихода" и возможного падения артистов необходимо укладывать гимнастические маты или ставить пассировщиков. Маты укладываются точно в местах "прихода".

258. В случаях возможности падения исполнителя с высоты трех и более метров необходимо ставить для страховки не менее двух пассировщиков.

Число пассировщиков в "икарийских играх" соответствует количеству антиподных тринок.

259. Пассировку и страховку артистов производят специально обученные лица.

При лонжевой страховке одного артиста-исполнителя удерживают два работника, а двоих при страховке одной лонжей - три.

260. Перед использованием лонжи необходимо убедиться осмотром в ее исправности, надежности, правильности закрепления и заправки.

Лица, стоящие на лонже, должны пользоваться кожаными перчатками.

Жесткое закрепление страхующего конца центральной лонжи не допускается.

Страхующий должен выбирать лонжевый канат в соответствии с ритмом движений страхуемого.

В случае непредвиденного падения (срыва) исполнителя цирковая лонжа натягивается плавно, без рывка.

261. Пассировщики должны стоять или двигаться туда, где возможен срыв или падение исполнителей, быть внимательными, не отвлекаться.

При страховке или пассировке партнеров группового номера каждый артист обязан точно знать свои обязанности и местонахождение.

262. Использование лонж для выполнения трюков во время представлений не допускается.

263. Страховка эквилибристов, выступающих на высоких канатах, должна проводиться с помощью залонжированных балансов.

264. Спуск по канату на шланге без предохранительной петли с подвижной шлевкой не допускается.

265. При вращении на лопинге обувь исполнителя должна соединяться с аппаратом замками. Если артист не страхуется к лопингу местной лонжей, то одна его рука должна находиться в петле.

При исполнении трюков на ренском колесе, соединенном с шестом (мачтой), верх шеста прикрепляется к центральной лонже, а конечности артиста страхуются при помощи надежного прикрепления к вращающемуся аппарату.

266. Опасные трюки, страховка которых не может дать полной гарантии безопасности исполнителей, и броски в штрабаты над жестким полом не допускаются.



Глава 21

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА МАНЕЖЕ



267. К выступлению на манеже относятся номера, выполняемые артистами на манеже и на цирковых аппаратах, подвешенных или установленных на высоте до 5 м: партерные акробаты; работа на подкидных досках; клоуны; жонглеры; иллюзионисты; велосипедисты; работа на мотоциклах; гиревики; борьба; балет; работа коверного; эквилибристы на шарах; игра в диаболо; икарийские игры; работа на турниках; эквилибристы в партере; конькобежцы; полеты и другие.

268. К участию в цирковых представлениях допускаются артисты не моложе 18 лет, прошедшие в установленном порядке медицинский осмотр, стажировку на рабочем месте, обучение безопасным методам выполнения цирковых номеров и проверку знаний по вопросам охраны труда.

269. Пассировка артистов осуществляется руководителем номера (опытным лицом, назначенным инспектором манежа).

270. Репетиции, подготовка к представлениям (работы по подвеске и креплению цирковых аппаратов и тому подобное), а также проведение представлений не должны создавать ситуаций, опасных для жизни и здоровья людей.

271. Условия безопасного исполнения трюков на жестком полу (на сцене и так далее) определяются руководителем номера.

272. Выступления артистов в гриме, покрывающем большую часть тела, свыше двух раз в день не допускаются.

273. Наиболее сложные трюки, а также требующие большого внимания и темпа, необходимо исполнять в конце выступления.

274. Коверные и клоуны, исполняющие или имитирующие отдельные трюки, связанные с физической нагрузкой, обязаны соблюдать правила охраны труда соответствующего жанра.

275. Движение по манежу и над ним (без лошадей вдоль писты, крутка воздушных аппаратов и так далее) необходимо осуществлять против хода часовой стрелки.

Направление полета катушек, диаболо, тарелок и другого реквизита, бросаемого во время репетиций или выступления через манеж, необходимо выбирать вдоль главного и артистического проходов.

276. Вертикальное покачивание перша с находящимися на нем артистами допускается лишь до пределов безопасного изгиба, указанных в паспорте циркового аппарата.

277. Балансы канатоходцев необходимо надежно крепить на мостиках до и после их применения.

278. Все предметы реквизита и детали вращающихся цирковых аппаратов необходимо тщательно крепить и страховать от падения.

279. Реквизит с подвешенного циркового аппарата допускается сбрасывать в манеж в исключительных случаях и только по согласованию с инспектором манежа.

280. После броска в штрабаты расстояние от вытянутых рук гимнаста до манежа должно быть не менее 1,5 м.

281. Пользование зубниками, принадлежащими другим артистам или изготовленными по прикусу других лиц, не допускается.

282. На манежах и сценических площадках запрещается:

выступать женщинам в качестве атлетов и силовых жонглеров;

исполнять трюки, связанные с патологическим разъединением суставов, с проглатыванием горючих жидкостей (бензина, керосина и тому подобного), живых организмов и каких-либо предметов (шпаги и так далее);

исполнять прыжки сквозь обручи с натуральными ножами или другими острыми изделиями;

стрелять и метать острый и тяжелый реквизит (ножи, топоры, стрелы и тому подобное) в щиты рядом с "живой мишенью" (партнерами, ассистентами);

применять в качестве мишеней керамические, стеклянные и металлические изделия;

демонстрировать трюки, исполняемые на пределе своих возможностей, с трудом и без должного мастерства;

артистам, велофигуристам выступать на влажных или мокрых аппаратах или полах (если это не делается специально);

исполнять трюки над зрителями без предохранительных приспособлений (например сеток), гарантирующих безопасность людей;

находиться под спускаемыми или подвешиваемыми цирковыми аппаратами, тяжелым реквизитом или другими грузами.

283. Перерывы между репетициями и выступлениями артистов в номерах, связанных с повышенной физической нагрузкой, длятся не менее трех часов.

Между представлениями артистам необходимо предоставлять перерыв не менее двух с половиной часов.

В праздничные и выходные дни, в дни школьных каникул перерыв между представлениями должен быть не менее полутора часов. Перерывы от окончания вечерних и до начала утренних представлений - не менее десяти часов.

284. Выступления артистов в воздушных номерах допускаются не более двух раз в день. Как исключение может быть допущена трехразовая работа в праздничные дни и в дни школьных каникул при снижении физической нагрузки артистов, за счет упрощения некоторых трюков, сокращения их количества и времени исполнения.

285. Число выступлений артистов отдельных "Мотогонок" не должно превышать 20 сеансов в день. Если сеанс длится свыше 10 минут, число сеансов снижается. Артистам-мотогонщикам в течение дня, кроме часового обеденного перерыва, необходимо предоставлять перерывы между сеансами длительностью не менее 20 минут.

Очередной сеанс может быть начат лишь после полной вентиляции барабана.

286. После заболевания, травм, а также перед началом работы на новом манеже артистам, участвующим в номерах с повышенной физической нагрузкой (в том числе наездникам), необходимо предоставлять специальное время для репетиций и адаптации. Длительность такого времени определяется врачом и руководителем (коллектива, аттракциона, номера).

287. Артисты, выступающие в номерах, требующих большого физического напряжения, в дни менструаций освобождаются от участия в репетициях и представлениях. Их можно занять в параде и работах, не связанных с большой нагрузкой.



Глава 22

ВЫСТУПЛЕНИЯ В ВОЗДУХЕ



288. К выступлениям в воздухе допускаются артисты - воздушные гимнасты не моложе 18 лет, прошедшие в установленном порядке медицинский осмотр, обучение безопасным методам и приемам работы, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда и имеющие профессиональные навыки.

289. Работа артистов - воздушных гимнастов в цирковых номерах на цирковых аппаратах, подвешенных к куполу или установленных на манеже на высоте более 4 м, допускается над сеткой или с применением цирковых лонжей и других предохранительных средств. К числу таких цирковых аппаратов относятся: переходная лестница; трапеция и бамбуки; перши (шесты); канаты; лоппинги; аппараты, вращающиеся над манежем (подвешенные к куполу или установленные на манеже); балансируемые лестницы; свободная проволока; горизонтально натянутая проволока; наклонно натянутая проволока; воздушные полеты на трапециях (одинарные, групповые в одном направлении и перекрестные); полеты и прыжки с батутом.

290. Артисты - воздушные гимнасты, исполняющие трюки на переходной лестнице, должны прикрепляться к цирковым лонжам.

291. Во время работы на першах и балансируемых лестницах независимо от их высоты артисты - воздушные гимнасты, выполняющие трюки наверху, должны прикрепляться к цирковым лонжам.

При работе на рейнском колесе, укрепленном наверху перша, артист - воздушный гимнаст работает без лонжи и прикрепляется к колесу петлями, а шест (перш) своей верхней частью прикрепляется к лонже.

292. Подъем артиста - воздушного гимнаста на воздушные цирковые аппараты или спуск с них должен производиться с применением лонжи или петли.

293. При вращении на лоппингах обе ноги должны быть соединены с аппаратом замками и на одной руке должен быть штрабат (петля).

294. Артисты - воздушные гимнасты, работающие на цирковых аппаратах, вращающихся над манежем, подвешенных к куполу цирка или установленных на манеже, должны прикрепляться цирковыми лонжами к цирковому аппарату или друг к другу на все время исполнения номера.

295. При работе канатоходцев в воздухе необходимо применение предохранительной сетки. Размер сетки выбирается с расчетом, чтобы при падении канатоходца с любой точки каната или с площадки было обеспечено падение в сетку.

Ширина сетки для канатоходцев должна быть не менее 6 м. Длина сетки не должна быть меньше расстояния между внешними краями площадок. Размеры сетки, высота подвеса ее и натяжение должны соответствовать высоте площадок и каната, а также количеству артистов - воздушных гимнастов, занятых в номере.

Обе площадки должны иметь ограждение с трех сторон высотой не менее 1 м.

До начала работы и после окончания ее шесты (балансы) и прочий реквизит должны прочно прикрепляться к площадкам.

296. Металлические грузы на концах шестов (балансы) должны прочно прикрепляться к шестам при помощи болтов.

Вдоль всех деревянных шестов должен прокладываться стальной канат, прочно прикрепленный к концам шестов.

297. Выполнение номера на проволоке на высоте более 4 м и спуск по наклонной проволоке, а также выполнение акробатических трюков на проволоке необходимо производить с лонжей.

298. Для воздушных одинарных полетов на трапециях сетка должна иметь в ширину не менее 4 м, а длина ее должна равняться расстоянию между крайними частями аппарата плюс 2 м с каждой стороны. С обоих концов сетки следует иметь подтянутые наклонно откосы шириной, равной ширине сетки, изготовленной так же, как и основная предохранительная сетка. Длина откосов берется с таким расчетом, чтобы от крайней точки подъема артистов при полете или раскачивании до верха откоса было расстояние в 1 м.

299. При групповых полетах в одном направлении ширина сетки допускается не менее 5 м. Длина сетки определяется расстоянием между крайними частями циркового аппарата, причем со стороны мостика сетка должна выйти за него на 1 м, а со стороны ловитора расстояние от крайней точки циркового аппарата до конца сетки должно быть выбрано с таким расчетом, чтобы при раскачивании между артистом и откосом было не менее 1 м.

300. Для перекрестного полета сетка должна иметь крестообразную форму и 4 откоса, подтянутых вверх, средняя часть сетки должна иметь двойное оплетение.

301. Откосы следует натягивать под углом не более 80 град., считая с внешней стороны, с таким расчетом, чтобы при падении в них артистов не было обратного их выбрасывания.

302. Ширина сетки, высота ее над манежем и натяжение должны соответствовать высоте подвеса аппарата и количеству занятых в данном номере артистов.

303. При полетах с батутом с обоих концов сетки должны устанавливаться откосы.

304. Конструкция цирковых аппаратов, применяемых в воздушных номерах, их предохранительные средства, а также трюки, исполняемые на этих цирковых аппаратах, указываются в техническом паспорте номера.



Глава 23

ЦИРКОВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЛЬДУ



305. К выступлениям на льду допускаются артисты-фигуристы не моложе 18 лет, прошедшие в установленном порядке медицинский осмотр, инструктаж, стажировку на рабочем месте, обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда, имеющие профессиональные навыки.

306. Ледяное поле для выступлений должно быть сплошным, без выступов и выбоин, без посторонних предметов.

307. Лица, осуществляющие подготовку и заправку ледяного поля, должны пользоваться специальной теплой и нескользкой обувью.

308. Обувь артистов-фигуристов на льду подбирается с учетом индивидуальных особенностей стопы.

309. Администрация коллектива обязана принимать меры для предотвращения столкновений исполнителей в местах выезда с ледяного поля за кулисы и обратно.

310. Оркестр и концертмейстер должны размещаться не ближе двух метров ото льда.

311. Нахождение артистов на льду во время перерывов и отдыха не допускается.

312. Администрация цирка и коллектива должна принять меры по предотвращению сквозняков на ледяном поле и за кулисами.

313. Администрация коллектива должна организовать систематическое развитие общей физической и профессиональной подготовки артистов, а также повышение их квалификации в фигурном катании.

314. Суммарное время нахождения артиста на льду не должно превышать 3,5 часа в течение суток, включая время репетиций и тренировок.

Ежедневно, кроме выходных дней, может назначаться одно представление. В субботние, воскресные и праздничные дни, а также в дни школьных каникул допускается два представления в день.



Глава 24

ЦИРКОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ВОДЕ



315. К участию в представлениях, связанных с погружением в воду, допускаются артисты не моложе 18 лет, прошедшие в установленном порядке медицинский осмотр, инструктаж, стажировку на рабочем месте, обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда, имеющие профессиональные навыки.

316. Температура воды в бассейне должна быть не ниже 24 град. C и не выше 35 град. C.

Повторно использовать воду в бассейне можно только после хлорирования.

317. При прыжках в воду с высоты 10 м глубина бассейна должна быть не менее 3 м, а с 3 м - не менее 1,4 м, минимальная глубина воды при прыжках с уровня воды - не менее 1,2 м.

318. Нахождение в воде артистов совместно с животными допускается лишь с разрешения ветеринарного врача.

319. Бассейн и аквариумы, в которых выступают артисты, должны дезинфицироваться и тщательно промываться горячей водой перед каждым заполнением.

Бактериологический анализ воды, в которой выступают артисты, должен производиться не реже одного раза в неделю. Результаты анализа должны храниться у инспектора манежа.

320. Перед входом в бассейн и после выхода из него артисты должны принимать теплый душ.

321. Пребывание артистов в воде допускается не свыше 90 минут в день с обязательным двухчасовым перерывом через каждые 30 минут. Находиться в воде во время перерывов и отдыха не допускается.

322. Каждый артист, связанный с пребыванием в воде, должен иметь не менее двух комплектов артистических костюмов, резиновые тапочки, махровое полотенце и халат. Мокрые полотенца, костюмы и так далее должны быть просушены до начала очередного представления на специальных сушилках. От бассейна до сушилки необходимо уложить настил или резиновую дорожку, проходить по которым можно лишь в резиновых тапочках.

Закулисные помещения, через которые проходят артисты из бассейна до мест переодевания, следует защищать от сквозняков, температура воздуха в них должна быть не ниже 18 град. C.



Глава 25

ВЫСТУПЛЕНИЯ В АТТРАКЦИОНАХ "МОТОГОНКИ"



323. К вождению мотоциклов и автомобилей на манеже, сценических площадках и в аттракционах "Мотогонки" допускаются артисты не моложе 18 лет, прошедшие в установленном порядке медицинский осмотр, специальное обучение и имеющие разрешение на право управления транспортным средством данной категории, прошедшие инструктаж, обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда.

324. Артист должен иметь два трюковых мотоцикла для сольных фигурных заездов и один мотоцикл для парных гонок. Использование одной машины в двух смежных заездах не допускается.

325. Исполнять "парные гонки" допускается опытным артистам. В двойном заезде смена уровней движения на обгоне допускается только при нахождении партнеров на противоположных сторонах барабана.

326. Повторные выступления артистов-мотогонщиков допускаются после проветривания барабана от выхлопных газов.

327. Артисты, управляющие мотоциклами, должны пользоваться защитными шлемами, наколенниками и налокотниками.

328. Допускается использование в аттракционе "Мотогонки" животных (обезьян, медведей и других), если обеспечена безопасность зрителей, артистов и обслуживающего персонала при демонстрации, содержании и транспортировке животных.

329. Подготовку новых трюков и обкатку трюковых машин допускается производить при необходимой гарантии безопасности исполнителей. Репетиции необходимо проводить при участии руководителей аттракционов, имеющих тренерский опыт.

330. При выступлениях на вертикальной стене не допускаются:

"встречная езда";

движение трюковых машин выше красной черты;

инерционная перегрузка артистов свыше четырехкратной;

совместная езда артистов с животными.



Глава 26

ВЫСТУПЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ



331. К выступлению в цирковых номерах с животными допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие в установленном порядке медицинский осмотр, инструктаж, обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда.

К числу таких номеров относятся: дрессированные лошади; джигиты; жокеи-наездники; жонглеры на лошадях; высшая школа верховой езды; дрессированные собачки; слоны; медведи; львы, тигры, леопарды и другие хищные животные; морские львы, крокодилы, обезьяны, лисицы; змеи и другие.

332. При исполнении номеров с животными во всех проходах должны находиться опытные и обученные униформисты.

333. Вывод на манеж больных, находящихся на карантине и не прошедших ветеринарный осмотр животных запрещается.

334. Места подготовки животных к выходу на манеж, тоннели и проходы в закулисные помещения изолируются от зрителей дверями или решетками.

При выступлениях на выездных площадках, в клубах и так далее животных необходимо размещать в изолированных помещениях рядом со сценой или эстрадой.

Во время вывода опасных животных на манеж и в период работы с ними нахождение посторонних лиц и артистов других номеров в закулисных проходах не допускается.

335. При передвижении опасных животных по манежному барьеру, не огражденному манежной решеткой, между зрителями и животными должны следовать рабочие.

336. Подготовку лошадей к выходу на манеж (надевание сбруи, наложение бинта на ноги и тому подобное), сопровождение их из конюшни до манежа и обратно должны осуществлять под руководством дрессировщика.

Садиться на лошадей в стойлах запрещается.

Темповая работа на лошади (джигитовка и тому подобная работа) допускается после предварительного осмотра руководителем номера правильности крепления седла, стремян и подпруг.

337. При участии в представлении передвижного цирка темповых конных номеров (джигитов, жокеев) необходимо на высоте наездников к мачтам прикреплять мешки с мягкими амортизирующими материалами.

338. Опасные животные при демонстрации должны изолироваться от зрителей барьером, решеткой, манежной клеткой. При работе животных на сцене следует исключать возможный их контакт со зрителем. Для этого вблизи сцены должны находиться специально обученные лица (униформисты) с необходимыми средствами воздействия на животных.

Обслуживающий персонал цирка не должен допускать проникновения посторонних лиц за ограждения, отделяющие животных от зрителей.

339. Представления с опасными животными необходимо проводить в условиях, близких к репетиционным (привычные для животных костюмы артистов и обслуживающего персонала, реквизит, ковровые дорожки и так далее).

Реквизит, используемый внутри манежных клеток, должен быть удобным и легким, тумбы и пирамиды - прочными и устойчивыми. Без разрешения артиста - дрессировщика зверей, находящегося в клетке, реквизит перемещать не допускается.

340. Репетиции и выступления с хищниками (кошачьими) должны проводиться в условиях, обеспечивающих оказание немедленной помощи артисту - дрессировщику зверей, находящемуся в любом месте манежной клетки.

Для этой цели с наружной стороны клетки в течение всего представления или репетиции необходимо иметь наготове средства предохранения и защиты артиста - дрессировщика зверей от возможного нападения животных (факелы с легковоспламеняющимися жидкостями, длинные стальные вилы и пики, пожарные рукава, заполненные водой, с присоединенными к ним стволами с кранами).

341. Показ трюков с подачей пищи животным изо рта дрессировщика не допускается.

342. Бурых медведей можно выпускать на манеж в намордниках и ошейниках с кольцами для карабинов. Намордник надевает артист - дрессировщик зверей вне клетки, предварительно привязав медведя.

Вывод медведей за барьер артисту - дрессировщику зверей запрещается.

При нахождении на барьере медведь должен быть на поводке у артиста - дрессировщика зверей.

Репетиции с необученными медведями должны проводиться на поводках, пропущенных сквозь бамбуковые палки с кольцами на концах.

343. Привлекать зрителей к участию в номерах с животными запрещается.

344. При демонстрации животных вне пределов цирка и проведении мероприятий с животными следует руководствоваться Правилами по охране труда для зоопарков, утвержденными постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 30 октября 2006 г. N 33 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 199, 8/15324) (далее - Правила по охране труда для зоопарков).



Раздел VIII

СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРЕВОЗКА ЖИВОТНЫХ



Глава 27

ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ ЖИВОТНЫХ



345. Помещения для содержания животных в стационарных цирках должны отвечать требованиям Правил по охране труда для зоопарков.

346. В цирках должно быть необходимое количество транспортных, выставочных, пересадных и фиксационных клеток, а также помещений или клеток-изоляторов (для заболевших животных), бассейнов (для морских львов, бегемотов, белых медведей, удавов и водоплавающих птиц), террариумов (для пресмыкающихся), вольеров и загонов.

347. Хищных и других опасных животных необходимо содержать в специальных прочных и надежно запираемых клетках, устанавливаемых в изолированных помещениях вблизи артистического прохода. Из этих помещений, а также из конюшен стационарных цирков устраиваются два выхода: один - в сторону артистического прохода, другой - во двор. Наружный выход в зимних цирках должен иметь утепленный тамбур.

348. Оконные проемы в помещениях для содержания животных, в том числе слоновниках, должны иметь решетки или сетки.

349. Служебные проходы и коридоры, непосредственно примыкающие к загонам, вольерам и клеткам, должны обеспечивать обслуживающему персоналу безопасность и свободу передвижений. Ширина этих проходов должна быть 4,0 м между клетками для слонов, 1,5 м - человекообразных обезьян, 1,3 м - копытных и кошачьих и 1,2 м - прочих животных.

При двустороннем размещении клеток ширина прохода должна быть не менее 2,0 м.

350. Конюшня оборудуется достаточным количеством стойл и не менее чем двумя денниками. Выходы из конюшни должны быть не уже 1,4 м и не ниже 2,0 м, ширина прохода между стойлами не менее 3,0 м. Перегородки между стойлами и денниками делают сплошными из досок. По высоте в пределах от 1,2 до 2,0 м допускается устройство решетчатой перегородки. Стойла делаются шириной 1,8 м и глубиной 3,0 м.

351. Вблизи конюшни устраиваются шорная, берейторская, склад однодневного запаса фуража, душевая для лошадей и площадка для выгула с уклоном для отвода поверхностных вод.

Для больных животных устраивается изолятор с самостоятельным выходом во двор.

352. Внутренние поверхности клеток, служащих для содержания бурых медведей, обиваются листовым 2,5 - 3 мм железом внахлест, при этом швы должны быть пропаяны и зачищены. Стены и потолки клеток могут также обиваться целыми листами из бакелитовой фанеры.

Все металлоконструкции, кроме полов в клетках с медведями, окрашиваются антикоррозийным составом, а деревянные элементы покрываются олифой и окрашиваются масляной краской.

353. Стены клеток со стороны обзора животных по всей длине ограждают металлическими решетками или вольерами, сетками в зависимости от вида животных.

Фасадные решетки делаются из стальных прутков сечением от 1 до 1,6 мм - для опасных животных и вольерной сетки - для птиц, пресмыкающихся и некоторых видов обезьян.

Расстояния между прутьями решетки принимают от 4 до 9 мм в зависимости от величины животного. В плетеных сетках, устанавливаемых вместо решеток, допускаются ячейки не более 0,12 x 0,12 м. Просвет между рамкой решетки и полом клетки для крупных животных - 8 см, для средних и мелких - 6 см.

Решетки клеток особо агрессивных животных обивают металлической оцинкованной мелкой вольерной сеткой.

354. В каждой клетке необходимо иметь квадратный лаз высотой и шириной - 0,65 м. Лазы закрываются шиберами, которые можно поднимать вдоль прутьев решетки. Такие же лазы делаются и между отсадными клетками.

355. Все выходы из клеток и вольеров (двери, шиберы, лазы и так далее) необходимо снабжать прочными и надежными запорами (замками, задвижками, чекелями, карабинами, струбцинами и тому подобным).

356. Ручки, поручни или другие приспособления для транспортировки клеток располагают так, чтобы животные, находящиеся внутри, не могли их достать, но не ближе 0,1 м от решетки. Шарнирные ручки для открывания должны быть не короче 0,25 м.

357. Пресмыкающихся (кроме черепах) содержать в открытых вольерах не допускается. В террариумах смотровые стекла делаются из небьющегося стекла. Двери должны открываться внутрь. Вентиляционные и другие отверстия в террариуме необходимо ограждать мелкой сеткой, чтобы пресмыкающиеся не могли выползти.

358. Ванны для белых медведей, водоплавающих птиц и пресмыкающихся со стороны обзора делаются из оргстекла толщиной не менее 3 см - для медведей, 1 см - для птиц и пресмыкающихся.

359. В манежной клетке должны быть две рядом расположенные двери, открывающиеся внутрь, снабженные надежными запорами, удобными для открывания с обеих сторон.

Высота манежной клетки от уровня манежа должна быть не менее 3 м для львов; 3,5 м - для прочих кошачьих животных и 2,8 м - для белых медведей.

При работе с кошачьими животными, кроме львов, верх манежной клетки необходимо ограждать прочной веревочной сеткой или иметь отбойный козырек.

360. Металлический тоннель для выпуска хищников в манежную клетку надежно прикрепляется к полу прохода. Ширина тоннеля должна составлять не менее 1 м.



Глава 28

СОДЕРЖАНИЕ ЖИВОТНЫХ И УХОД ЗА НИМИ



361. Помещения, где содержатся животные (клетки, вольеры, загоны, бассейны, террариумы и тому подобное), а также места, где производятся их погрузка, пересадка, выгул и дрессировка, должны быть не доступны для лиц, не связанных с обслуживанием животных.

362. К опасным животным относятся:

хищники: барсы, гепарды, леопарды, львы, пумы, рыси, тигры, ягуары, росомахи, волки, гиены и медведи;

копытные: антилопы, бегемоты, быки и козлы дикие, жирафы, лоси, олени, зебры, носороги и тапиры;

хоботные и сумчатые: слоны и кенгуру;

обезьяны: гамадрилы, гиббоны, гориллы, макаки, мартышки, орангутанги, шимпанзе, собакоголовые;

неполнозубые и грызуны: броненосцы, ленивцы, муравьеды, бобры, водосвинки и дикобразы;

ластоногие: моржи, морские львы и тюлени;

хищные птицы: грифы, кондоры, коршуны, орланы, орлы, совы, соколы, сычи, филины и ястребы;

страусовые: казуары, эму, нанду, африканский страус и крупные попугаи;

пресмыкающиеся: крокодилы длиной свыше одного метра, удавы, питоны и ядовитые змеи.

363. Животных необходимо содержать в условиях, обеспечивающих безопасность окружающих лиц и обслуживающего персонала. Оборудование клеток не должно препятствовать уборке и кормлению животных.

364. У помещений с опасными животными необходимо иметь комплекты аварийного инвентаря, защитных средств и орудий отлова (петарды, дымовые шашки, факелы, крюки, вилы, багры, крейцеры, захваты, сачки, сетки, сети, арканы, намордники, ошейники, поводки, цепи, веревки, яркие полотнища, фанерные отжимные щиты, фиксационные клетки, черный перец, нюхательный табак или махорка и другие). Места нахождения этих средств должны быть четко обозначены.

На дверях помещений и клеток с опасными животными должны иметься предупредительные надписи: "Осторожно, хищники", "За барьер не заходить, опасно", "Осторожно, ядовитые змеи" и так далее, вывешиваются также инструкции по технике безопасности для обслуживающего персонала.

За опасными животными должны ухаживать не менее двух рабочих.

365. Рабочим, обслуживающим животных, необходимо соблюдать требования Правил по охране труда для зоопарков.

366. Обо всех отклонениях от нормального поведения животного (беспокойство, заболевание и тому подобное) обслуживающий персонал обязан немедленно сообщать лицам, ответственным за животных.

367. На время ремонта и переоборудования клеток животных переводят в пересадные клетки.

Прежде чем перевести опасное животное в пересадную или манежную клетку, необходимо убедиться, что все перегонные приспособления и запоры исправны, а клетки надежно соединены между собой ремнями, крючьями или цепями.

368. При необходимости входить в клетки, вольеры, бассейны и загоны с опасными животными допускается артистам - дрессировщикам зверей.

369. Кормление животных и уборку их помещений необходимо производить с помощью специального инвентаря, который должен быть исправным, легким, удобным и достаточно длинным, позволяющим достать любую точку пола клетки животного, не подходя вплотную к решетке или сетке.

При этом обслуживающий персонал снабжается защитными приспособлениями (щиты и тому подобное).

Кормление животных непосредственно из рук допускается артистам - дрессировщикам зверей.

Каждый раз после кормления животных применявшийся инвентарь (поилки, ведра, мясорубки и тому подобное), а также места разделки мяса следует промывать горячей водой. Колоды для рубки мяса засыпаются солью.

370. Уборку помета необходимо производить при помощи специального совка после каждой дефекации. Не допускается выгребать помет на землю. Вывозить нечистоты с территории цирка необходимо ежедневно, после чего мусоросборники обрабатывать хлорной известью.

371. Содержать на территории цирка животных, принадлежащих частным лицам, в том числе и работникам цирка, запрещается.

Держать животных в артистических гардеробных допускается только на период представления с разрешения инспектора манежа.

372. Крокодилов необходимо переносить в прочных ящиках или брезентовых сачках, накладывая на челюсти петлю, стягивающую их.

Перемещение ядовитых змей разрешается лишь в двойной таре (мешочек и ящик, ящик с двойными стеклами и тому подобное).

Клетки с опасными животными при транспортировке со всех сторон закрываются щитами (козырьки, фартуки), а шиберы запираются.

373. Слона необходимо размещать в слоновнике головой к демонстрационной площадке. Переднюю и заднюю ноги (разноименные - правая и левая) прикрепляют сварными цепями диаметром не менее 8 мм к анкерным кольцам деревянных щитов настила. Длина цепей должна позволять слону ложиться на пол.

Во избежание травмирования ног цепи заправляются в мягкие льняные шланги и через два дня переставляют крепления на другие ноги.

374. Слонов как при стационарном содержании, так и в пути чистят каждое утро. Кроме того, дважды в день глаза им промывают кипяченой водой и протирают чистой мягкой тряпкой.

Сначала в ведре с водой промывают хобот. Верхнюю часть хобота моют тряпкой, а затем чистят голову, уши, шею, спину, заднюю часть, ноги и копыта. Перед чисткой копыт делают ножные водные ванны с добавлением питьевой соды. В зависимости от жесткости кожи слона применяются мягкие проволочные щетки или рашпили. Особо твердые наросты удаляются специальными клещами. Пыль и соскобы с кожи сметаются травяной или волосяной щеткой, веником или тряпкой. Очень грязные места, например заднюю часть, моют водой с мылом. Царапины, намины, незажившие раны проволочными щетками не задевают. При чистке заусенцев, образующихся на пальцах слона, важно сохранять глазурь на копытах. После чистки пальцев область венчика смазывают конским жиром или вазелином.

Следят за тем, чтобы на ногах слона не образовались потертости и намины, особенно в местах, на которые надевались цепи.

При обнаружении гнойников, ран, царапин, наминов и других заболеваний кожи рабочий по уходу обязан сообщить об этом руководителю номера.

Летом слонов следует мыть, обливая водой из шланга, а в холодное время года только подмывать теплой водой загрязненные участки.

375. При чистке лошади конюх должен стоять сбоку вполоборота к ней, следить за ее поведением и не применять грубых приемов.

При выводе или вводе лошади в денник (стойло) дверь должна быть полностью открыта, а двери смежных денников - закрыты.

Работающим на манеже лошадям разрешается ковать только передние ноги подковами без шипов.

376. В цирке, имеющем опасных животных, необходимо иметь систему внутренней связи и оповещения для принятия срочных мер на случай выхода животного на свободу.

При возникновении чрезвычайных ситуаций необходимо:

удалить из опасной зоны всех посторонних лиц;

ограничить зону передвижения животного;

завести животного в угол, в ближайшее свободное помещение или клетку, при этом не размахивать предметами, не шуметь и не кричать; тишина и спокойствие обычно содействуют быстрой поимке и изоляции животного; аварийные средства применяются в зависимости от конкретной обстановки;

предотвратить панику среди зрителей (если потребуется, эвакуировать их).

Поимкой животного должен руководить старший и наиболее опытный работник цирка. При необходимости должны быть срочно вызваны специалисты по отлову, лица, ответственные за животных, и директор цирка.



Глава 29

ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ



377. При проведении погрузочно-разгрузочных работ должны соблюдаться требования Межотраслевых правил по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 декабря 2005 г. N 173 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 10, 8/13658), других нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда к данному виду работ.

378. Для организации и проведения погрузочно-разгрузочных работ руководитель цирка приказом из числа специалистов и руководителей структурных подразделений назначает лиц, ответственных за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ.

379. Лица, ответственные за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, проходят в установленном порядке проверку знаний, требований правил устройства и безопасной эксплуатации подъемно-транспортного оборудования и других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда при проведении конкретных видов погрузочно-разгрузочных работ.

380. К выполнению погрузочно-разгрузочных работ допускаются лица, прошедшие в установленном порядке медицинский осмотр, обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.

381. Поднимать и перемещать грузы вручную необходимо при соблюдении норм, установленных законодательством.

382. На работах с применением женского труда должны соблюдаться Предельные нормы подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную, утвержденные постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 8 декабря 1997 г. N 111 "О нормах подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную" (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1998 г., N 2).

383. На работах с применением труда несовершеннолетних работников должны соблюдаться Нормы предельно допустимых величин подъема и перемещения тяжестей вручную подростками от 14 до 18 лет, утвержденные постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 18 декабря 1997 г. N 116 "О нормах подъема и перемещения тяжестей вручную подростками от 14 до 18 лет" (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1998 г., N 2).



Раздел IX

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАСПОРТА И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ



Глава 30

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАСПОРТА И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ



384. В цирках должны быть технические паспорта (эксплуатационные документы организаций-изготовителей):

на здания, сооружения, грузоподъемные механизмы, отопительные и вентиляционные установки, а также на технологическое оборудование;

на цирковые аппараты согласно приложению 3 к настоящим Правилам и манежные клетки;

на отдельные подъемные механизмы и средства страховки (лонжи и предохранительные сетки);

на пиротехнические изделия.

385. Технический паспорт на цирковой аппарат включает в себя указания и инструкции по безопасной установке, эксплуатации и транспортировке устройств, конструкций, цирковых аппаратов.

386. Технический паспорт на здание стационарного цирка должен соответствовать требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь.

387. Технические паспорта на цирковые аппараты составляют организации-изготовители.

388. Работа на цирковом аппарате без технического паспорта не допускается.

389. Перед началом работы каждой новой цирковой программы в стационарном цирке и по окончании монтажных работ по установке конструкций передвижного цирка на новом месте необходимо производить техническое освидетельствование цирковой аппаратуры, средств страховки, электрооборудования и конструкций передвижного цирка.

390. Техническое освидетельствование проводится комиссией, назначенной приказом руководителя цирка. В состав комиссии включаются: главный инженер - председатель комиссии, инженер по охране труда, инспектор манежа, ответственное лицо за электрохозяйство, врач цирка, начальник службы охраны и пожарной безопасности, общественный инспектор по охране труда и представители программы (руководитель программы, руководители отдельных номеров, аттракционов, участники программы). Допуск к работе новой программы оформляется актом, подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем.

391. Полное техническое освидетельствование технологических устройств (конструкций и узлов для подвески и установки цирковых аппаратов) необходимо проводить не реже одного раза в три года.

Частичное техническое освидетельствование - не реже одного раза в год перед началом активного сезона.

392. Цирковые аппараты в сборе с подъемными устройствами, канатами, такелажными приспособлениями, креплениями и средствами страховки подвергаются техническому освидетельствованию:

перед началом их эксплуатации, в период приемки;

на каждом новом месте установки, но не реже одного раза в 6 месяцев;

после реконструкции, капитального ремонта, замены расчетных элементов, канатов и узлов.

Кроме циркового аппарата, комиссия обязана проверить правильность записей в паспортах, достаточность средств страховки исполнителей и других условий безопасной работы.

393. Если в паспорте циркового аппарата или лебедки не указана методика проведения испытаний, то статические испытания необходимо проводить нагрузкой на 50%, а динамические - на 10% превышающей предельную рабочую нагрузку или номинальную грузоподъемность механизма. Динамическое испытание производят двукратным подъемом и опусканием груза с одновременной проверкой действия всех механизмов.

394. Стальные канаты, стропы и цепи должны испытываться статической нагрузкой, в 1,2 раза превышающей номинальную грузоподъемность, в течение 10 минут один раз в год.

395. Чекели и другие такелажные устройства и приспособления испытываются статическим усилием, равным двойной номинальной нагрузке. Штрабаты испытывают под воздействием динамических нагрузок. Срок испытания - не реже одного раза в год.

396. Лонжи, предохранительные пояса, ручные и ножные петли испытывают статической нагрузкой, равной 300 кг, не реже одного раза в год.



Страницы: | Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 |




< Главная страница

Новости законодательства

Новости Спецпроекта "Тюрьма"

Новости сайта
Новости Беларуси

Полезные ресурсы

Счетчики
Rambler's Top100
TopList