Право
Загрузить Adobe Flash Player
Навигация
Новые документы

Реклама

Законодательство России

Долой пост президента Беларуси

Ресурсы в тему
ПОИСК ДОКУМЕНТОВ

Решение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 10.02.2005 N 23-1/04 "Учредительный договор о создании общества с ограниченной ответственностью считается расторгнутым в одностороннем порядке после уведомления об этом другой стороны"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года

Архив

< Главная страница






Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску Производственно-коммерческой фирмы "А" к иностранному частному унитарному производственному предприятию "Б" о признании недействительным решения собрания участников ООО СП "Б" N 1 от 26.01.2001 г.,



установил:



Истец просит суд признать недействительным решение собрания участников ООО СП "Б" N 1 от 26.01.2001 г., принятому по вопросу о выходе и выделении доли белорусского участника производственно-коммерческой фирмы "А" в связи с ликвидацией и выходом из состава учредителей на основании заявлений N 42, 43, 44 от 26.10.2000 г., N 46 от 11.11.2000 г.

В обоснование иска указывается на то, что был осуществлен незаконный выход белорусского учредителя из состава ООО СП "Б", чем нарушены имущественные интересы истца, Иванов И.И. никогда не был председателем ликвидационной комиссии и не уполномочивался ей на принятие решения о выходе из состава учредителей, также на участие в оспариваемом собрании участников. Согласно доводам истца, решение собрания принято в то время, как ПКФ "А" находилась в стадии ликвидации. При этом истец ссылается на нарушение ответчиком пункта 3 статьи 58 ГК Республики Беларусь, пункта 57 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. N 11 "Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования", а также на пункты 6, 11 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь N 9 от 22.06.2000 г. "О порядке назначения хозяйственными судами ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридических лиц".

Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзывах на исковое заявление. В обоснование возражений, в частности указывается, что ПКФ "А" реализовала свое право добровольного выхода из состава участников, предоставленное ей статьей 93 ГК Республики Беларусь, на основании письменных заявлений от 26.10.2000 г. и 11.11.2000 г. Пункт 60 "Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования", утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. N 11, не предусматривает таких полномочий ликвидационной комиссии как принятие решения о выходе ликвидируемого юридического лица из состава участников хозяйственных обществ. В соответствии со статьей 63 ГК Республики Беларусь унитарные предприятия могут быть участниками хозяйственных обществ с разрешения собственника (уполномоченного собственником лица), следовательно, и выход из состава участников хозяйственных обществ может быть произведен только с разрешения собственника. ПКФ "А" вышла из числа участников также по решению собственника.

Представители истца в судебном заседании иск поддержали.

Представители ответчика иск не признали, указав при этом, что принятое решение соответствует законодательству и требованиям устава.



Рассмотрев материалы дела и выслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

Производственно-коммерческая фирма "А" создана на основе частной формы собственности Ивановым И.И. и зарегистрирована решением Витебского облисполкома от 13.09.1996 г. N 411 (т. 1 л.д. 10 - 12).

Согласно пункту 3.1 устава ПКФ "А" текущее руководство и управление этим предприятием осуществляется директором, назначаемым на должность и освобождаемым от нее собственником. Директором предприятия являлся его собственник - Иванов И.И.

В связи с неосуществлением фирмой предпринимательской деятельности с мая 1999 г. Витебский областной исполнительный комитет принял решение N 331 от 08.06.2000 г. о ее ликвидации (т. 1 л.д. 35 - 37).

Ранее в газете "Республика" от 11.05.2000 г. было дано объявление о ликвидации ПКФ "А", решение о которой принял Иванов И.И. как учредитель предприятия.

Учредитель ПКФ "А" Иванов И.И. во исполнение распоряжения Администрации Октябрьского района г.Витебска от 17.04.2000 г. N 33ра был назначен членом ликвидационной комиссии данного предприятия как его собственник (протокол от 08.06.2000 г.).

ООО СП "Б" создано на основании решения учредителей от 20.10.1998 г. Учредителями общества выступили производственно-коммерческая фирма "А" и гражданин Израиля Петров П.П. (т. 1 л.д. 26, 61, 198).

ПКФ "А" 26.10.2000 г. обратилась к общему собранию учредителей СП ООО "Б" с заявлениями (вход. N 43), в которых просила в связи с проведением ликвидации фирмы выделить долю в уставном фонде общества, определить действительную стоимость части имущества, принадлежащего ПКФ "А" в соответствии с его долей в уставном фонде, размер причитающихся выплат.

11.11.2000 г. ПКФ "А" обратилась к общему собранию участников ООО СП "Б" с заявлением (т. 1 л.д. 68), в котором в связи с ликвидацией ПКФ "А" и выходом ее на этом основании из числа участников ООО СП "Б" просила назначить внешний аудит чистых активов предприятия для определения действительной стоимости доли ПКФ "А" в имуществе ООО СП "Б".

Как следует из протокола собрания участников ООО СП "Б" N 1 от 26.01.2001 г., наряду с другими по рассмотренным вопросам повестки дня принято решение о выходе из состава учредителей белорусского участника - производственно-коммерческой фирмы "А" и выделении ему доли с целью отчуждения, а также о проведении с ним расчетов.

О предстоящем собрании ПКФ "А" была извещена заказным письмом (исх. N 17 от 19.01.2001 г.) с уведомлением о вручении.

В протоколе N 1 от 26.01.2000 г. указано, что на собрании присутствовал представитель белорусского участника Иванов И.И. и иностранный участник Петров П.П.

Оценив доказательства по делу, основываясь на нормах действующего законодательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.

Из устава иностранного частного унитарного производственного предприятия "Б" Петра Петрова следует, что это предприятие является правопреемником ООО СП "Б" (т. 1. л.д. 51 - 52).

В силу статьи 90 ГК Республики Беларусь высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников.

Согласно статье 93 ГК Республики Беларусь участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других участников.

Как следует из пункта 21 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 07.06.2001 г. N 4 "Об отдельных вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением условий учредительства юридических лиц и законодательства о хозяйственных обществах", выход из состава участников общества не связывается ни с решением собрания, ни с внесением изменений в учредительные документы, в связи с чем, моментом выхода участника из состава участников общества является дата подачи заявления о выходе.

Согласно пункту 5 указанного постановления добровольный выход из состава участников хозяйственного общества является одним из способов расторжения учредительного договора.

В силу пункта 3 статьи 420 ГК Республики Беларусь и пункта 19 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16.12.1999 г. N 16 "О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров" учредительный договор о создании ООО СП "Б" считается расторгнутым в одностороннем порядке после уведомления об этом другой стороны.

Фактические обстоятельства по делу свидетельствуют о том, что ПКФ "А" реализовала свое право добровольного выхода из состава участников ООО СП "Б".

Ссылки истца в обоснование иска на пункт 3 статьи 58 ГК Республики Беларусь и пункт 57 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении) деятельности субъектов хозяйствования являются несостоятельными.

Пункт 3 статьи 58 ГК Республики Беларусь и пункт 57 Положения предусматривают, что с момента назначения (создания) ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

В судебном заседании председатель ликвидационной комиссии ООО СП "Б" Сидоров С.С. и бывший председатель этой комиссии Кузнецов К.К. пояснили, что с заявлением о выходе из состава данного общества ликвидационная комиссия не обращалась.

Кроме того, Сидоров С.С. пояснил, что никаких действий им как председателя ликвидационной комиссии по ликвидации предприятия им предпринято не было, так как отсутствовали необходимые документы.

Как следует из материалов дела, ликвидационная комиссия ПКФ "А" фактически не осуществляла полномочий по управлению делами фирмы и не выполнила требований законодательства относительно ликвидации юридического лица. Регистрирующим органом не определен порядок и сроки ликвидации ПКФ "А" в соответствии с законодательством, что повлекло в последующем многочисленные нарушения законодательства. Так, ликвидационной комиссией не было размещено в газете "Республика" сообщение о ликвидации фирмы по решению регистрирующего органа, в котором должны быть указаны порядок и сроки заявления требований ее кредиторами, не были приняты меры к выявлению дебиторов и получению дебиторской задолженности, не произведена оценка имущества, не составлен промежуточный баланс, не изъята печать и необходимая документация ПКФ "А".

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, Иванов И.И. фактически единолично занимался вопросами ликвидации фирмы и на основании доверенности являлся полномочным представителем ликвидационной комиссии и собственником ПКФ "А".

При оценке факта выхода ПКФ "А"из состава участников ООО СП "Б", суд принимает также во внимание, что общество по состоянию на 11.11.2000 г. и на момент принятия оспариваемого решения не обладало информацией о том, что решение о ликвидации ПКФ "А" принято регистрирующим органом и регистрирующим органом создана ликвидационная комиссия.

В обоснование своих доводов ответчик ссылается на то, что в октябре 2001 г. предприятию "Б" стало известно о том, что в МИД Республики Беларусь поступило письмо от 24.10.2001 г за подписью председателя ликвидационной комиссии Администрации Октябрьского района г.Витебска Кузнецова К.К. с просьбой о приостановлении перерегистрации ООО СП "Б" в унитарное предприятие в связи с недействительностью протокола N 1 от 26.01.2001 г.

В письме в ООО СП "Б" в Администрацию Октябрьского района г.Витебска от 24.10.2001 г. (исх. N 303) генеральный директор этого предприятия просил предоставить ему следующую информацию: когда и кем подавалось заявление о ликвидации ПКФ "А", когда и кем принято решение о ликвидации, когда назначена ликвидационная комиссия, кто и когда назначен председателем ликвидационной комиссии, являлся ли председателем ликвидационной комиссии Иванов И.И.

Соответствующая информация Администрацией района была сообщена в письме от 08.11.2001 г. N 1350.

В процессе разрешения спора суд также выяснил вопрос о наличии двух протоколов с одинаковыми номерами и датами (за N 1 от 26.01.2001 г.), различающихся по своему содержанию по повестке дня и статусу принимавшего в общем собрании учредителей ООО СП "Б" Иванова И.И.

Истцом оспаривается решение, зафиксированное в протоколе N 1 от 26.01.2001 г., в котором в повестке дня указано три вышеуказанных вопроса (т. 1 л.д. 7 - 8).

По поводу наличия второго протокола (т. 1 л.д. 5 - 6), в котором в Иванов И.И. указан в качестве председателя ликвидационной комиссии, Иванов И.И. пояснил ликвидационной комиссии, что данный протокол составлен позднее и подписан им 25.02.2001 г. ("задним числом") по требованию Петрова П.П. (т. 3 л.д. 102).

Из объяснений Иванов И.И. следует, что собрание с указанной во втором протоколе повесткой дня не проводилось. Было проведено только собрание 26.01.2001 г., в котором он принимал участие, рассмотревшее вопросы о выполнении обязательств участниками общества, о выходе из состава участников ООО СП "Б" белорусского участника ПКФ "А" и выделении доли белорусскому участнику, а также о назначении внешнего аудита.

Обстоятельства составления в дальнейшем после проведения оспариваемого истцом собрания другого протокола, датированного 26.01.2001 г., подтвердили в своих пояснениях по делу заместитель генерального директора ИЧУПП "Б" Соколов С.С. (т. 3. л.д. 48 - 49) и председатель ликвидационной комиссии Сидоров С.С. (т. 3. л.д. 95 - 96).

При решении вопроса о выходе ПКФ "А" из состава учредителей истцом не нарушены имущественные права истца. ПКФ "А" в связи с выходом 11.11.2000 г. из состава участников общества согласно пункту 2 статьи 64 ГК Республики Беларусь имеет право на получение стоимости части имущества хозяйственного общества, соответствующей доле в уставном фонде а также на получение части прибыли, приходящейся на его долю на момент расчета. По соглашению выбывающего участника с оставшимися участниками хозяйственного общества выплата ему стоимости имущества может быть заменена выдачей имущества в натуре. Причитающаяся выходящему участнику часть имущества хозяйственного общества или ее стоимость определяется по балансу, составляемому на момент его выбытия, а причитающаяся ему часть прибыли - на момент расчета.

В соответствии со статьей 64 ГК Республики Беларусь, статьями 11, 12 Закона Республики Беларусь "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью" участники общества с ограниченной ответственностью имеют право участвовать в управлении делами общества, получать информацию о деятельности общества, принимать участие в распределении прибыли и получать часть прибыли, получать часть имущества при ликвидации общества, а также могут иметь другие права, предусмотренные учредительными документами.

Вследствие добровольного выхода из состава участников общества ПКФ "А" по состоянию на 26.01.2001 г. не являлась участником общества и, соответственно, не обладала правами участника общества, в том числе, правом на управление делами общества. Решения общего собрания от 26.01.2001 г. не нарушают прав и интересов истца, вытекающих из участия в хозяйственном обществе, в виду их отсутствия.

Таким образом, решение собрания участников ООО СП "Б" от 26.01.2001 г. не противоречит действующему законодательству и положениям устава общества, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения иска.

Суд также констатирует, что при рассмотрении дела установлены нарушения действующего законодательства в деятельности ликвидационной комиссии ПКФ "А" (не установлен порядок и сроки ликвидации и др.), что является основанием для вынесения частного определения.

На основании статьи 108 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь расходы истца по государственной пошлине не подлежат возмещению ответчиком.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 150, 153, 158, 160 ХПК Республики Беларусь,



решил:



В удовлетворении иска Производственно-коммерческой фирме "А" о признании недействительным решения участников общества с ограниченной ответственностью СП "Б" от 26.01.2001 г. N 1 отказать.

Вынести частное определение в адрес администрации Октябрьского района г.Витебска и Витебского облисполкома.

Настоящее решение вступило в законную силу с момента объявления, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 200 - 205 ХПК Республики Беларусь.









Предыдущий | Следующий

<<< Содержание

Новости законодательства

Новости Спецпроекта "Тюрьма"

Новости сайта
Новости Беларуси

Полезные ресурсы

Счетчики
Rambler's Top100
TopList