Право
Загрузить Adobe Flash Player
Навигация
Новые документы

Реклама

Законодательство России

Долой пост президента Беларуси

Ресурсы в тему
ПОИСК ДОКУМЕНТОВ

Решение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16.12.2004 N 20-6 "Если отчуждение имущества ликвидируемого юридического лица произведено в нарушение требований законодательства, а именно без проведения публичных торгов и по цене ниже себестоимости, то такая сделка признается ничтожной"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года

Архив

< Главная страница






Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску акционерного общества "А" (Франция) к иностранному предприятию "Б" ООО (Республика Беларусь), фирме "В ООО" (Чехия), третье лицо на стороне ответчиков, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, фирма "Г" (Чехия), об установлении факта ничтожности сделки,



установил:



Акционерное общество (АО) "А" просит суд установить факт ничтожности сделки купли-продажи имущества по контракту от 03.12.2003 (б/н), заключенного между ИП "Б" ООО и фирмой "В ООО", указывая на несоответствие сделки требованиям статей 59, 169 ГК Республики Беларусь.

В судебном заседании представители истца поддержали заявленные требования, сославшись на указанные обстоятельства.

Представители ответчиков и третьего лица в судебное заседание не явились.

ИП "Б" ООО о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении заказного почтового отправления.

Фирма "В ООО" извещалась о предстоящем судебном разбирательстве в соответствии с требованиями Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам, подписанной в Гааге 15.11.1965. Из сообщения районного суда Прага - выход от 25.05.2004 следует, что представитель фирмы "В ООО", действующий на основании доверенности, явился в суд, ознакомился с документами, предназначенными для вручения, но отказался их принять.

Суд констатирует, что при извещении фирмы "В ООО" были выполнены все необходимые условия и формальности относительно извещения через компетентный орган адресуемого государства, способа отсылки, соблюдения шестимесячного срока с момента отправки. Согласно статье 15 Конвенции при выполнении указанных условий судья может вынести судебное решение, даже если не было получено какое-либо свидетельство о вручении или доставке.

Третье лицо на стороне ответчиков фирма "Г ООО" также надлежащим образом и в установленном порядке извещена о времени и месте рассмотрения дела.

Исходя из положений пункта 32 статьи 50 ГК Республики Беларусь, статьи 15 Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам, анализа доказательственного материала, учитывая мнение представителей истца, хозяйственный суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителей ответчиков, третьего лица.



Проверив материалы дела, заслушав мнение представителей истца, суд находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно статье 167 ГК Республики Беларусь сделка является недействительной по основаниям, установленным Гражданским кодексом либо иными законодательными актами в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требования об установлении факта ничтожности сделки и о применении последствий ее недействительности могут быть предъявлены любым заинтересованным лицом.

Как следует из представленных доказательств, иностранное предприятие "Б" ООО было учреждено АО "А" (50% уставного фонда) и фирмой "Г ООО" (50% уставного фонда) и зарегистрировано в качестве резидента СЭЗ "Брест" 27.06.2001. Приложением N 1 к уставу ИП "Б" ООО определен перечень вкладов (имущества), вносимых в уставный фонд участниками иностранного предприятия "Б". Согласно свидетельству о фактическом формировании уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями, по состоянию на 20.11.2001 уставный фонд фактически был сформирован в сумме 100000 долларов США, что составляло 100% от объявленного, на 26.11.2001 - 135334,66 доллара США; доля АО "А" - 67667,33 доллара США.

АО "А" 24.01.2003 направило общему собранию участников ИП "Б" ООО заявление о выходе из состава участников общества, о чем известило также Администрацию СЭЗ "Брест" и фирму "Г ООО".

Общим собранием участников ИП "Б" ООО в лице фирмы "Г ООО", которое состоялось 25.04.2003, было принято решение ликвидировать ИП "Б" ООО, создать ликвидационную комиссию, председателем которой назначить Иванова И.И., и завершить ликвидацию не позднее 30.10.2003. Распоряжением фирмы "Г ООО" срок ликвидации ИП "Б" ООО был продлен до 31.12.2003.

Согласно сообщению управления юстиции Облисполкома от 15.09.2004 N 1111 ликвидация ИП "Б" ООО не была в установленном порядке завершена.

Принимая во внимание наличие со стороны ИП "Б" неисполненного обязательства по расчету с выбывшим участником, АО "А" 02.07.2003 направило в адрес ликвидационной комиссии заявление кредитора об осуществлении расчета. Ликвидационная комиссия письмом от 18.08.2003 от 18.08.2003 признала имеющуюся у ИП "Б" задолженность перед АО "А", указав при этом на очередность удовлетворения требований кредиторов.

Как видно из устава ИП "Б" и приложений N 1 и N 3 к данному уставу, АО "А" внесло в уставный фонд оборудование на сумму 67667,33 доллара США. Однако 03.12.2003 ИП "Б" заключила контракт с фирмой "В ООО" (Чехия) на продажу последней оборудования, которое АО "А" внесло в уставный фонд ИП "Б". Данное оборудование было продано фирме "В ООО" за 9864 Евро, что подтверждается счетом-фактурой к договору от 03.12.2003.

Таким образом, оборудование, внесенное в уставный фонд истцом, было реализовано ИП "Б" по цене в пять раз ниже стоимости, которая заявлялась при его ввозе и передаче в уставный фонд.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 59 Гражданского кодекса Республики Беларусь, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Такой порядок установлен статьями 287 - 292 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

Ликвидационная комиссия ИП "Б" в нарушение требований пункта 3 статьи 59 ГК Республики Беларусь осуществила отчуждение имущества, которое являлось собственностью иностранного предприятия без проведения публичных торгов.

Таким образом суд констатирует, что состоявшаяся сделка по реализации имущества по цене ниже себестоимости и без проведения публичных торгов по контракту от 03.12.2003 (без номера) осуществлена в нарушение законодательства Республики Беларусь, вследствие чего является ничтожной, поэтому суд считает, что требования истца, как обоснованные, подлежат удовлетворению.

На основании статьи 108 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь расходы истца по государственной пошлине подлежат возмещению ИП "Б" ООО как лицом, виновным в нарушении действующего законодательства при совершении сделки по отчуждению имущества по контракту от 03.12.2003.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 150 - 153 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь,



решил:



Установить факт ничтожности сделки по реализации имущества по контракту от 03.12.2003 иностранным предприятием "Б" ООО фирме "В ООО".

Взыскать с ИП "Б" ООО в пользу АО "А" 163 доллара США расходов по госпошлине.

Выдать приказ.

Решение вступает в силу с момента его принятия, но может быть пересмотрено в порядке надзора, предусмотренном статьями 200 - 205 ХПК Республики Беларусь.









Предыдущий | Следующий

<<< Содержание

Новости законодательства

Новости Спецпроекта "Тюрьма"

Новости сайта
Новости Беларуси

Полезные ресурсы

Счетчики
Rambler's Top100
TopList