Право
Загрузить Adobe Flash Player
Навигация
Новые документы

Реклама

Законодательство России

Долой пост президента Беларуси

Ресурсы в тему
ПОИСК ДОКУМЕНТОВ

Решение Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате от 28.11.1995 (дело N 37/26-95) "Если истец в исковом заявлении помимо требования о взыскании основного долга и штрафа за просрочку оплаты поставленного товара заявил требование о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, в случае удовлетворения данного требования судом размер упущенной выгоды может рассчитываться исходя из процентной ставки по депозитным вкладам для юридических лиц в месте нахождения истца"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года

Архив

< Главная страница






Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате, рассмотрев в заседании 28 ноября 1995 года в помещении Белорусской торгово-промышленной палаты (переговорный зал) дело N 37/26-95 по иску фабрики "А" (Республика Беларусь) к фирме "В" (Республика Польша) о взыскании 20027 долларов США,



установил:



В исковом заявлении фабрика "А" утверждает, что в соответствии с контрактом от 3 марта 1995 г. она поставила в адрес фирмы "В" 34,554 тонны бумаги оберточной марки "О" на сумму 34709,4 долларов США. Согласно условий контракта оплата за отгруженную продукцию должна была быть произведена фирмой "В" в течение пяти дней с момента получения товара. За поставленную бумагу покупатель заплатил фабрике 14682,4 долларов США, а оставшуюся сумму (20027 долларов США) платить отказался. Кроме того, в соответствии с заявкой фирмы "В" на поставку очередной партии бумаги фабрика изготовила в июле 1995 г. 35 тонн бумаги оберточной марки "О" второго сорта по цене 1000 долларов США за тонну, а всего на сумму 35000 долларов США. Фирме "В" было предложено оплатить заказанную продукцию, однако несмотря на неоднократные письменные уведомления, ответчик принятые на себя обязательства не выполнил. По условиям контракта при отказе от оплаты и получения заказанной и изготовленной партии товара покупатель уплачивает поставщику штраф в размере 10,5% стоимости товара, т.е. в данном случае фирма "В" должна уплатить фабрике 3675 долларов США. Кроме того, истец просил взыскать с ответчика расходы, связанные с уплатой третейского сбора, а всего 24742 долларов США. В судебном заседании истец в порядке дополнения иска просил взыскать с ответчика также 800 долларов США упущенной выгоды.

Ответчик получил исковое заявление и приложенные к нему материалы, но письменного ответа на иск не дал. Не явился он и в судебное заседание.

Отношения между сторонами, сложившиеся к моменту предъявления иска, урегулированы контрактом от 3 марта 1995 г. с последующими изменениями. В п. 7.2 контракта сказано, что в случае невозможности решения вопроса путем переговоров спор подлежит рассмотрению в арбитражном порядке в арбитраже стороны истца. Поскольку в Республике Беларусь существует лишь один арбитражный орган, подсудность спора Международному арбитражному суду при Белорусской торгово-промышленной палате сомнения не вызывает.

В своем контракте от 3 марта 1995 г. стороны не указали законодательство какой страны подлежит применению при разрешении спора. Поэтому следует руководствоваться ч. 1 ст. 561 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в которой предусмотрено, что права и обязанности сторон по внешнеторговой сделке в таких случаях определяются по законам места ее совершения. Поскольку контракт от 3 марта 1995 г. был заключен в г.Борисове, подлежит применению законодательство Республики Беларусь.

В связи с тем, что ответчик, будучи надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения дела (почтовое отправление вручено ему 13 ноября 1995 г.), в судебное заседание не явился, состав суда, по ходатайству истца, рассмотрел дело в отсутствие ответчика.

Заслушав в качестве представителей истца заместителя директора фабрики "А" и юрисконсульта, а также проанализировав представленные истцом документы состав суда считает установленным следующее.

Фабрика "А" действительно поставила ответчику 2 июня 1995 г. 34, 554 тонны бумаги оберточной марки "О" по цене 1100 долларов США за одну тонну на общую сумму 34709,4 долларов США. Груз был получен покупателем 5 июня 1995 г. Претензий по количеству и качеству полученной бумаги к покупателю не предъявлялось.

В соответствии с изменением N 1 от 17 мая 1995 г. к контракту от 3 марта 1995 г. покупатель обязался произвести оплату за первую поставленную партию бумаги в течение пяти дней с момента получения товара. Однако в указанный срок фирма "В" полученную продукцию не оплатила, но неоднократно просила поставщика продлить срок оплаты со ссылкой на отсутствие средств, а затем на недостаточную белизну отдельных упаковок бумаги и ее медленную продажу. В подписанном сторонами протоколе переговоров от 3 июля 1995 г. к контракту от 3 марта 1995 г. (протокол следует рассматривать как изменение самого контракта) стороны согласились о переносе срока платежа до 26 июля 1995 г., имея в виду поступление денег на счет фабрики. Тем не менее к согласованной дате на счет поставщика поступило лишь 14682,4 долларов США. Оставшаяся сумма 20027 долларов США до настоящего времени покупателем не перечислена.

Согласно п. 2.2 контракта от 3 марта 1995 г. для заказа партии бумаги покупатель не позднее чем за 15 дней направляет поставщику письменную заявку, в которой указывает наименование бумаги, ее количество, и согласовывает цену. В письме от 3 июля 1995 г. фирма "В" просила принять заказ на поставку в июле 1995 г. 35 тонн бумаги оберточной марки "О" второго сорта по предварительно согласованной цене 1000 долларов США за тонну на условиях оплаты в течение 14 дней с даты получения товара. Бумажная фабрика письмом от 3 августа 1995 г. уведомила фирму "В", что данный заказ выполнен и может быть отгружен на условиях оплаты в течение 14 дней с даты получения товара, для чего фирма в соответствии с протоколом переговоров от 3 июля 1995 г. должна предоставить банковскую гарантию оплаты.

В упомянутом ранее протоколе переговоров от 3 июля 1995 г. поставщик и покупатель во изменение контракта от 3 марта 1995 г. договорились о дальнейшей поставке бумаги на условиях оплаты в течение 14 дней с момента поставки бумаги под банковскую гарантию оплаты банков Polski Bank Inwestycyjny или Polska Kasa Opeki S.A., в которых фирма "В" имеет счета. Следовательно, с момента принятия на себя обязательства покупки партии товара (п. 6.2 контракта от 3 марта 1995 г.) покупатель должен был представить поставщику гарантию оплаты товара, выданную одним из названных банков. Только после этого поставщик в свою очередь был обязан произвести отгрузку бумаги и направить покупателю счет.

Непредоставление покупателем поставщику гарантии банка об оплате товара (как до, так и после получения уведомления поставщика о выполнении заказа) необходимо рассматривать как отказ от оплаты и получения заказанной и изготовленной партии товара. На основании п. 6.4 контракта от 3 марта 1995 г. это нарушение влечет уплату покупателем поставщику штрафа в размере 10,5% стоимости товара. Обстоятельства, освобождающие покупателя от ответственности за неисполнение обязательств, отсутствуют. Значит, с фирмы "В" надлежит взыскать в пользу фабрики "А" штраф в сумме 3675 долларов США.

Обоснованным является требование истца о возмещении убытков в виде неполученных доходов (ст. 211 Гражданского кодекса Республики Беларусь) вследствие неполной оплаты ответчиком поставленной партии бумаги. В деле имеется справка отделения Белорусского Акционерного Коммерческого промышленно-строительного банка, из которой следует, что в период с 26 июля по 28 ноября 1995 г. процентная ставка по депозитным вкладам для юридических лиц в сумме до 500000 долларов США сроком на 1 месяц составляла 12% годовых. Следовательно, если бы фирма "В" в установленный договором срок (26 июля 1995 г.) перечислила истцу сумму задолженности (20027 долларов США), истец ко дню рассмотрения дела (28 ноября 1995 г.) имел бы возможность получить в виде процентных начислений на вклад 800 долларов США.

Подлежат взысканию с ответчика также понесенные истцом расходы по уплате третейского сбора. Однако сумма сбора первоначально была исчислена истцом неправильно. Эта сумма увеличилась также в связи с увеличением суммы иска на 800 долларов США. Следовательно, в возврат третейского сбора с ответчика подлежат взысканию не 1040, а 1620,08 долларов США.

На основании изложенного и в соответствии со ст. 211, 212, 256, 262 Гражданского Кодекса Республики Беларусь, а также руководствуясь ст. ст. 3, 4, 49 - 52, 70 Регламента Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате состав суда



решил:



Взыскать с фирмы "В" (Республика Польша) в пользу фабрики "А" (Республика Беларусь) 20027 долларов США основного долга, 3675 долларов штрафа, 800 долларов США упущенной выгоды и 1620,08 долларов США в возврат арбитражных расходов по делу, а всего 26122,08 (двадцать шесть тысяч сто двадцать два и восемь сотых) доллара США.









Предыдущий | Следующий

<<< Содержание

Новости законодательства

Новости Спецпроекта "Тюрьма"

Новости сайта
Новости Беларуси

Полезные ресурсы

Счетчики
Rambler's Top100
TopList