Право
Загрузить Adobe Flash Player
Навигация
Новые документы

Реклама

Законодательство России

Долой пост президента Беларуси

Ресурсы в тему
ПОИСК ДОКУМЕНТОВ

Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.02.2010 № 10-15/10 "О практике применения КоАП налоговыми органами"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2013 года

< Главная страница


В Министерстве по налогам и сборам изучена и обобщена практика налоговых органов по привлечению к административной ответственности субъектов правонарушений, а также применению Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) за 2009 г.

Согласно предоставленной отчетности (см. таблицу 1) количество составленных налоговыми органами протоколов об административных правонарушениях за 2009 г. составило 67432 ед., что меньше на 61% по сравнению с 2008 г.; привлечено налоговыми органами к административной ответственности в 2009 г. - 36751 лицо, что меньше на 57% по сравнению с 2008 г.

Прекращено в 2009 г. - 2624 дела, что составило 3,9% от составленных протоколов (в 2008 г. - 3,2%).



Таблица 1



--------+---------------+-----------------------------------+---------
¦ Всего ¦  Составлено   ¦   Количество лиц, привлеченных к  ¦ Прекращено  ¦
¦       ¦протоколов, ед.¦ответственности налоговыми органами¦  дел, ед.   ¦
+-------+---------------+-----------------------------------+-------------+
¦2009 г.¦     67432     ¦               36751               ¦    2624     ¦
+-------+---------------+-----------------------------------+-------------+
¦2008 г.¦    110435     ¦               64134               ¦    3604     ¦
¦-------+---------------+-----------------------------------+--------------


Направлено в суды протоколов об административных правонарушениях за 2009 г. - 11799 ед. (в 2008 г. - 11617 ед.).

По результатам анализа практики применения КоАП за 2009 год СООБЩАЕТСЯ.

По вопросу применения законодательства о лицензировании в области промышленной и пожарной безопасности.

Часть 1 ст. 12.7 КоАП устанавливает административную ответственность за предпринимательскую деятельность, осуществляемую без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно.

Признаки предпринимательской деятельности предусмотрены в ст. 1 Гражданского кодекса, одним из которых является направленность деятельности на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи.

Организации от эксплуатации объектов с массовым пребыванием людей прибыль не получают.

Согласно Закону Республики Беларусь "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это система мер по недопущению возникновения пожара, защите людей и материальных ценностей. В соответствии со статьей 14 указанного Закона пожарная безопасность обеспечивается приведением объектов и населенных пунктов в такое состояние, при котором исключается возможность возникновения пожара либо обеспечивается защита людей и материальных ценностей от пожара. Таким образом, это требование (стандарты) к эксплуатируемым объектам, населенным пунктам, а не осуществление предпринимательской деятельности. Для этих целей и введено лицензирование деятельности в области пожарной безопасности.

Таким образом, деятельность по обеспечению пожарной безопасности, подлежащая лицензированию, не может быть отнесена к предпринимательской, поскольку ее осуществление не направлено на систематическое получение прибыли.

Относительно нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, в том числе противопожарного нормирования и стандартизации, имеется специальная норма - ст. 23.56 "Нарушение законодательства о пожарной безопасности" КоАП.

Также следует отметить, что деятельность отдельных организаций, указанных в Перечне пожаро- и взрывоопасных производств и объектов с массовым пребыванием людей, утверждаемом Главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору, таких как, например: дома культуры, хоккейные клубы, дворцы культуры, отделы культуры, - направлена на осуществление социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и вообще не направлена на осуществление предпринимательской деятельности.


По вопросу осуществления работ и услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности и не указанных в лицензии (с учетом мнения ВХС).

В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 N 17 (далее - Положение N 17), лицензия выдается на конкретный вид деятельности (с указанием работ и услуг, составляющих этот вид деятельности). Соответственно работы и услуги видов деятельности, подлежащих лицензированию, как самостоятельные составляющие должны быть указаны в лицензии.

Из п. 4 Положения N 17 следует, что осуществление работ и услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности и не указанных в лицензии либо без лицензии, является незаконным и запрещается.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 КоАП, состоит в предпринимательской деятельности, осуществляемой:

без государственной регистрации или

без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо

с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.7 КоАП, состоит в занятии видом деятельности, который запрещен законодательством.

В случае осуществления работ и услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности и не указанных в лицензии, речь идет не о занятии видом деятельности, который запрещен законодательством, а о выполнении работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, которые не указаны в лицензии.

Таким образом, осуществление лицом незаконной предпринимательской деятельности, а именно осуществление лицензиатом не указанных в лицензии работ и услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, подпадает под действие ч. 1 ст. 12.7 КоАП.


По вопросу правомерности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.7 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации) после принятия решения об аннулировании государственной регистрации.

В соответствии с п. 26 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (далее - Положение N 1), в предусмотренных законодательными актами случаях государственная регистрация индивидуального предпринимателя может быть аннулирована по решению регистрирующего органа с последующим направлением им в суд иска о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

Согласно части второй п. 22 Положения N 1 индивидуальный предприниматель, государственная регистрация которого аннулирована, обязан прекратить предпринимательскую деятельность с даты принятия решения регистрирующим органом об аннулировании государственной регистрации.

В правоприменительной практике налоговых органов выявляются случаи осуществления индивидуальным предпринимателем после принятия решения об аннулировании его государственной регистрации операций по счетам и сделок, не связанных с прекращением его деятельности, то есть индивидуальный предприниматель продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность.

В связи с чем, учитывая п. 22 Положения N 1, только с момента внесения соответствующей записи в ЕГР об исключении индивидуального предпринимателя из данного регистра (а не принятия решения регистрирующим органом об аннулировании его государственной регистрации или даты уведомления индивидуального предпринимателя о принятом решении) и наличия факта осуществления им дальнейшей предпринимательской деятельности есть основание для привлечения таких лиц к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.7 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации).


Кроме того, при рассмотрении жалоб по делам об административных правонарушениях было выявлено следующее.

Привлечение к административной ответственности при отсутствии в деянии лица состава административного правонарушения.

Согласно постановлению инспекции 27.11.2009 гр-ка Г. привлечена к административной ответственности в виде штрафа по ч. 3 ст. 13.4, ч. 6 ст. 13.6, ст. 7.9 КоАП.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ходе проверки инспекцией было установлено получение гр-кой Г. доходов из РФ 07.12.2006, 04.10.2007 не от близкого родственника.

Налоговые декларации о совокупном годовом доходе, полученном в 2006 г., 2007 г., были представлены гр-кой Г. в инспекцию 30.03.2007 и 27.03.2008 с целью получения социального налогового вычета. Однако сведения о доходах, полученных из РФ, в них указаны не были. Декларирование полученных доходов произведено 09.11.2009 путем подачи налоговых деклараций о совокупном годовом доходе, полученном в 2006 г., 2007 г., с внесенными в них изменениями и дополнениями.

Инспекцией в обоснование вынесенного постановления указано на непредставление текущей налоговой декларации о доходах, полученных в 2006 г. (по сроку 08.01.2007); нарушение установленного срока представления годовой налоговой декларации о доходах, полученных в 2006 г., по сроку 01.03.2007 (фактически представлена 30.03.2007); нарушение установленного срока представления годовой налоговой декларации о доходах, полученных в 2007 г., по сроку 03.03.2008 (фактически представлена 27.03.2008).

Вместе с тем при рассмотрении дела не были учтены положения ст. 1.5 КоАП и то обстоятельство, что с 01.01.2007 отменена обязанность представления текущей налоговой декларации о доходах, полученных из-за границы, в течение 30 дней с даты фактического получения дохода (п. 2 ст. 22, ст. 23 Закона Республики Беларусь "О подоходном налоге", в редакции Закона Республики Беларусь от 29.12.2006 (далее - Закон)).

С учетом ст. 1.5 КоАП непредставление гр-кой Г. текущей налоговой декларации о доходах, полученных 07.12.2006 из РФ, по сроку 08.01.2007 не является административным правонарушением.

Квалифицирующими признаками состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 13.4 КоАП, являются наличие подлежащей уплате суммы налога либо просрочка представления налоговой декларации более двенадцати месяцев.

Налоговые декларации о совокупном годовом доходе, полученном в 2006 г., 2007 г., были представлены гр-кой Г. 30.03.2007 и 27.03.2008, т.е. с нарушением установленного законодательством срока. Однако просрочка представления налоговых деклараций составила менее одного месяца. Кроме того, сумма подоходного налога к уплате по данным налоговым декларациям отсутствует (в связи с предоставлением социального налогового вычета).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 9.6 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) к обстоятельствам, исключающим административный процесс в отношении физического лица, относится отсутствие в деянии лица состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах гр-ка Г. привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 13.4 КоАП необоснованно.

В протоколе от 27.11.2009 и постановлении от 27.11.2009 указано, что срок уплаты подоходного налога с доходов, полученных гр-кой Г. из РФ в 2006 г., приходится на 05.02.2007. Однако с 01.01.2007 отменена обязанность уплачивать подоходный налог с доходов, полученных из-за границы, в течение 60 календарных дней с даты фактического получения дохода.

В соответствии со ст. 22 Закона общая сумма подоходного налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией о совокупном годовом доходе, уплачивается в бюджет не позднее 15 мая года, следующего за отчетным налоговым периодом.

При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении вынесено необоснованно.


Неправильное применение норм материального права.

В ходе рассмотрения жалобы ЧУП "М" (далее - предприятие) установлено неправильное применение инспекцией норм материального права при вынесении постановлений по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с постановлениями по делам об административных правонарушениях предприятию вменялось нарушение установленного законодательством срока представления налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за период март - декабрь 2008 г. (ч. 1, 2 ст. 13.4 КоАП). Указанное правонарушение обнаружено в апреле 2009 г.

При составлении и рассмотрении протоколов об административных правонарушениях не было учтено, что с 01.01.2009 плательщик обязан представлять налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость только при наличии обязательств по уплате налога за соответствующий налоговый период (п. 2 ст. 63 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Согласно представленным материалам предприятие в период с марта по декабрь 2008 г. финансово-хозяйственной деятельности не осуществляло. Свидетельство о государственной регистрации предприятия было получено 06.02.2009.

Таким образом, с учетом положений ст. 1.5 КоАП непредставление предприятием налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за март - декабрь 2008 г. при отсутствии обязательств по уплате налога за указанный период не является административным правонарушением. Предприятие привлечено к административной ответственности необоснованно.


Отсутствие достаточных доказательств, подтверждающих факт совершения правонарушения.

В инспекцию 18.09.2009 обратилась гр-ка С. с письменным заявлением о нарушении директором ЧУП "Б" гр-ном К. требований законодательства о книге замечаний и предложений, а именно 18.09.2009 в торговом объекте "В" по ее требованию не представлена книга замечаний и предложений (далее - книга). Данный факт подтверждали свидетели гр-н В. и гр-н Г., а также бухгалтер ЧУП "Б".

Директор гр-н К. виновным себя не признал. Факт написания заявления о невыдаче книги по первому требованию объяснил попыткой бывшей работницы магазина "В" гр-кой С. использовать государственный орган для сведения личных счетов в связи с увольнением последней 16.09.2009.

Опрошенная продавец магазина "В" ЧУП "Б" подтвердила факт посещения гр-кой С., гр-ном В. и гр-ном Г. магазина в указанные день и время, а также сообщила, что книгу на протяжении всего рабочего дня никто не требовал. Аналогичные объяснения (о неистребовании книги во время нахождения в помещении магазина) даны вторым продавцом указанного магазина и учредителем предприятия гр-ном А.

Инспекцией на основании обращения гр-ки С., сведений, содержащихся в протоколах опросов, гр-н К. привлечен к административной ответственности по ст. 9.24 КоАП.

В обоснование вынесенного постановления указано, что объяснения гр-на А. и продавцов не принимаются во внимание как противоречивые и несогласованные между собой в деталях. Напротив, объяснения гр-ки С., гр-на В. и гр-на Г. последовательны, согласованы и не противоречат друг другу, в связи с чем сомнений в их правдивости не имеется. Кроме того, у гр-ки С. имелся мотив для внесения в книгу записи о нарушении ее прав: при увольнении ей не была выдана на руки трудовая книжка и не произведен окончательный расчет. Совокупность указанных фактов положена в доказательство виновности гр-на К.

Вместе с тем постановление по делу об административном правонарушении в отношении гр-на К. отменено на основании следующего.

В силу ст. 6.14 ПИКоАП каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в их совокупности - с точки зрения их достаточности для принятия решения по делу об административном правонарушении. При этом достаточными признаются доказательства, когда их совокупность позволяет установить обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем постановление по делу об административном правонарушении вынесено при отсутствии достаточных доказательств, надлежащим образом подтверждающих факт совершения вменяемого гр-ну К. правонарушения и вину последнего: при наличии противоречивых показаний свидетелей не дана надлежащая оценка объяснениям граждан, подтверждающим показания гр-на К., учтены только уличающие гражданина сведения, иных доказательств в подтверждение вины гр-на К. не добыто.

В соответствии со ст. 2.10 ПИКоАП орган, ведущий административный процесс, обязан принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств административного правонарушения, устанавливая как уличающие, так и оправдывающие, как смягчающие, так и отягчающие ответственность обстоятельства, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в административном процессе.

При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении в отношении гр-на К. отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

В целях недопущения подобных фактов в дальнейшем, а также предотвращения случаев необоснованного привлечения плательщиков к административной ответственности инспекциям МНС обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства.



Заместитель Министра В.Б.Каменко






Архіў дакументаў
Папярэдні | Наступны
Новости законодательства

Новости Спецпроекта "Тюрьма"

Новости сайта
Новости Беларуси

Полезные ресурсы

Счетчики
Rambler's Top100
TopList