Право
Загрузить Adobe Flash Player
Навигация
Новые документы

Реклама

Законодательство России

Долой пост президента Беларуси

Ресурсы в тему
ПОИСК ДОКУМЕНТОВ

Решение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 05.11.2004 "Сделка по передаче имущества ликвидационной комиссией собственнику при наличии неудовлетворенных требований кредиторов является ничтожной, т.к. в соответствии с законодательством имущество коммерческой организации может быть передано собственнику (при его наличии) только после удовлетворения требований кредиторов"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года

Архив

< Главная страница






Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, рассмотрев в судебном заседании дело по иску акционерного общества "А" (Французская Республика) к иностранному предприятию "Б" ООО (Республика Беларусь), фирме "В" (Чешская Республика) об установлении факта ничтожности сделки от 04.07.2003 г., выразившейся в передаче имущества ИП "Б" ООО фирме "В",



установил:



Акционерное общество "А" просит суд установить факт ничтожности сделки по передаче имущества ИП "Б" ООО фирме "В" от 04.07.2003 г. В обоснование иска АО "А" указывает на несоответствие указанной сделки статье 59 Гражданского кодекса Республики Беларусь и пункту 60 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 г. N 29.

Иностранное предприятие "Б" ООО надлежащим образом извещалось о предстоящем судебном разбирательстве по юридическому адресу, а также по адресу месторасположения ликвидационной комиссии. Получение корреспонденции по указанным адресам ИП "Б" не обеспечено. Согласно сообщению Брестского областного исполнительного комитета, учредителем ИП "Б" 25.04.2003 г. было принято решение о ликвидации, создана ликвидационная комиссия и определен срок ликвидации. Вместе с тем, по данным регистрирующего органа, ликвидация предприятия до настоящего времени не завершена.

Фирма "В" извещалась о предстоящем судебном разбирательстве в соответствии с требованиями Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам, подписанной в Гааге 15 ноября 1965 года. Из сообщения Окружного суда Праги и судебного протокола от 08.06.2004 г. следует, что представитель фирмы "В", действующий на основании доверенности, явился в суд, ознакомился с документами, предназначенными для вручения, но отказался их принять. Суд констатирует, что при извещении фирмы "В" были выполнены все необходимые условия и формальности относительно извещения через компетентный орган адресуемого государства, способа отсылки, соблюдения шестимесячного срока с момента отправки. Согласно статье 15 Конвенции при выполнении указанных условий судья может вынести судебное решение, даже если не было получено какое-либо свидетельство о вручении или доставке.

Исходя из положений пункта 2 статьи 50 ГК Республики Беларусь, статьи 15 Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам, анализа доказательственного материала, учитывая мнение представителей истца, хозяйственный суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителей ответчиков.

Представитель истца в судебном заседании исковое требование поддержал.

Как следует из представленных доказательств, иностранное предприятие "Б" ООО было учреждено АО "А" (50% уставного фонда) и фирмой "В" (50% уставного фонда) и зарегистрировано в качестве резидента СЭЗ "Брест" 27.06.2001 г. Приложением N 1 к уставу ИП "Б" определен перечень вкладов (имущества), вносимых в уставный фонд участниками иностранного предприятия "Б". Согласно свидетельству о фактическом формировании уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями, по состоянию на 20.11.2001 г. уставный фонд фактически был сформирован в сумме 100000 долларов США, что составляло 100% от объявленного.

АО "А" 24.01.2003 г. направило общему собранию участников ИП "Б" ООО заявление о выходе из состава участников общества, о чем известило также Администрацию СЭЗ "Брест" и фирму "В".

Общим собранием участников ИП "Б" ООО в лице фирмы "В", которое состоялось 25.04.2003 г., было принято решение ликвидировать ИП "Б" ООО, создать ликвидационную комиссию, председателем которой назначить В., и завершить ликвидацию не позднее 30.10.2003 г. Распоряжением фирмы "В" срок ликвидации ИП "Б" ООО был продлен до 31.12.2003 г.

Принимая во внимание наличие со стороны ИП "Б" неисполненного обязательства по расчету с выбывшим участником, АО "А" 02.07.2003 г. направило в адрес ликвидационной комиссии заявление кредитора об осуществлении расчета. Ликвидационная комиссия письмом от 18.08.2003 г. признала имеющуюся у ИП "Б" задолженность перед АО "А", указав при этом на очередность удовлетворения требований кредиторов.

Фирма "В" 04.07.2003 г. обратилась к председателю ликвидационной комиссии В. с письмом, в котором просила вернуть оборудование, указанное в счет-проформе в качестве долга образовавшегося у ИП "Б" перед "В". Ликвидационной комиссией ИП "Б" 04.07.2003 г. была оформлена справка о выводе из основных производственных фондов оборудования, ввезенного в качестве вклада в уставный фонд, а именно: станка (основа) для намотки тороидальных трансформаторов RW 01001 - RW 01006 в количестве 6 единиц, электрической машинки для снятия изоляции ABISOFIX 3 LM в количестве 2 единиц и измерительного прибора высокого напряжения RFT sip 010 N 512382 в количестве одной единицы. Указанное оборудование во исполнение письма фирмы "В" от 04.07.2004 г. было передано последней, которая по международной товарно-транспортной накладной (CMR N 588946) и на основании таможенного разрешения от 11.08.2003 г. осуществило вывоз оборудования из Республики Беларусь в Чешскую Республику.



Оценив доказательства по делу, основываясь на нормах действующего законодательства, хозяйственный суд пришел к выводу об удовлетворении иска, на основании следующего.

Одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей являются правомерные сделки, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Сделка по передаче имущества ИП "Б" ООО фирме "В" совершена с участием резидента Республики Беларусь на территории Республики Беларусь.

В силу статьи 167 ГК Республики Беларусь сделка является недействительной независимо от признания ее судом (ничтожная сделка) по основаниям, установленным Гражданским кодексом или законодательными актами.

Статья 169 ГК Республики Беларусь устанавливает, что сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна, если законодательный акт не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.

Как следует из материалов дела, ИП "Б" в лице председателя ликвидационной комиссии передало учредителю - фирме "В" имущество, которое было внесено в качестве вклада в уставный фонд и являлось собственностью иностранного предприятия. Совершение ИП "Б" действий по передаче имущества, указанного в письме от 04.07.2003 г. и счет-проформе от 04.07.2003 г., которые суд оценивает как оферту на заключение договора, свидетельствует об акцепте и, как следствие, о заключении сделки, направленной на отчуждение имущества.

Из письма ликвидационной комиссии от 18.08.2003 г. N 021 в адрес истца следует, что кредиторская задолженность ИП "Б" составляет 5040 евро и денежных средств явно недостаточно для расчетов с кредиторами.

В силу пункта 3 статьи 59 Гражданского кодекса Республики Беларусь, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Такой порядок установлен статьями 287 - 292 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

Ликвидационная комиссия ИП "Б" в нарушение требований пункта 3 статьи 59 ГК Республики Беларусь осуществило отчуждение имущества, которое являлось собственностью иностранного предприятия и подлежало продаже на публичных торгах, своему учредителю - фирме "В", не удовлетворив предварительно требований кредиторов.

Вместе с тем, согласно пункту 60 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 г. N 29, при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая коммерческая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой коммерческой организации;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательством.

Требования каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей.

В соответствии с пунктом 61 названного Положения имущество коммерческой организации может быть передано собственнику при его наличии только после удовлетворения требований кредиторов.

Таким образом, суд констатирует, что сделка от 04.07.2003 г., выразившаяся в передаче имущества иностранного предприятия "Б" ООО фирме "В" осуществлена в нарушение законодательства Республики Беларусь, вследствие чего является ничтожной.

На основании статьи 108 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь расходы истца по государственной пошлине подлежат возмещению ИП "Б" ООО, как лицом виновном в нарушении действующего законодательства при совершении сделки по отчуждению имущества от 04.07.2003 г. В связи с уплатой истцом государственной пошлины в размере большем, чем требуется по законодательству, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату истцу на основании пункта 1 статьи 8 Закона Республики Беларусь "О государственной пошлине".

На основании изложенного, руководствуясь статьями 150, 153, 154, 160 ХПК Республики Беларусь,



решил:



Установить факт ничтожности сделки по передаче имущества иностранного предприятия "Б" ООО фирме "В", совершенной 04.07.2003 г.

Взыскать с иностранного предприятия "Б" ООО в пользу АО "А" 162,64 долларов США в возмещение расходов по госпошлине.

Выдать приказ.

Возвратить акционерному обществу "А" из республиканского бюджета 0,36 доллара США излишне уплаченной государственной пошлины.

Выдать справку.

Настоящее решение вступило в силу с момента его объявления, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 200 - 205 ХПК Республики Беларусь.









Предыдущий | Следующий

<<< Содержание

Новости законодательства

Новости Спецпроекта "Тюрьма"

Новости сайта
Новости Беларуси

Полезные ресурсы

Счетчики
Rambler's Top100
TopList