Право
Загрузить Adobe Flash Player
Навигация
Новые документы

Реклама

Законодательство России

Долой пост президента Беларуси

Ресурсы в тему
ПОИСК ДОКУМЕНТОВ

Решение Хозяйственного суда г.Минска от 28.04.2003 "Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым отвечает соответствующий перевозчик. В частности, размер возмещения в связи с утратой груза при перевозке автомобильным транспортом в международном сообщении определяется исходя из положений Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года

Архив

< Главная страница






Хозяйственный суд города Минска, рассмотрев в открытом судебном заседании в хозяйственном суде города Минска дело по иску предприятия А к предприятию Б о взыскании 56800 долларов США возмещения ущерба, вызванного утратой груза,



установил:



В заявлении истец просил взыскать с ответчика 59800 долларов США в связи с утратой груза - установки радиационного контроля РРК-РМ 500, перевозимого индивидуальным предпринимателем Т. Истец и ответчик заключили договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, ответчик передал заявку на перевозку Т., тот принял груз к перевозке и утерял.

В судебном заседании представители истца иск поддержали, снизили его размер: просили взыскать 56800 долларов США в рублевом эквиваленте по курсу Национального банка Республики Беларусь на 28 апреля 2003 года, указав на то, что 3000 долларов США - это не стоимость груза, а плата за его установку.

Представители ответчика иск признали.

Третье лицо и его представитель с иском согласились.

Проверив материалы дела, суд установил следующее.

24 марта 1998 года между предприятием А и предприятием Б заключен договор на транспортно-экспедиционное обслуживание N 10/98.

Во исполнение условий указанного договора предприятие А направило предприятию Б письмо от 15 октября 2001 года за N 384 с просьбой осуществить доставку груза - установки радиационного контроля УРК РМ 5000-10 в Австрию на таможенный склад.

Предприятие Б, в свою очередь, направило заявку на перевозку данного груза индивидуальному предпринимателю Т., который принял груз к перевозке.

Перевозка осуществлялась автомобилем Т.

22 октября 2001 года указанный автомобиль с грузом был похищен на территории Республики Польша.

О факте хищения перевозчик поставил в известность предприятие Б 23 октября 2001 года, ответчик, в свою очередь, уведомил об этом истца 25 октября 2001 года.

На претензии истца от 1 ноября 2001 года и от 23 мая 2002 года ответчик указал на возможность проведения переговоров и подписания графика возмещения ущерба в размере 26092,22 долларов США исходя из положений статьи 23 Конвенции о договоре международной перевозки груза (далее по тексту - КДПГ).



Суд удовлетворяет иск, исходя из следующего.

В соответствии с частью третьей статьи 78 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК) признание стороной фактов, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих фактов.

Суд принимает ходатайство ответчика о признании иска, поскольку оснований считать, что признание ответчиком иска совершено с целью сокрытия действительных обстоятельств либо под влиянием обмана, насилия, угрозы или заблуждения не имеется.

При этом суд исходит из следующего.

На основании пункта 4.1 договора от 23 марта 1998 года экспедитор несет ответственность за причиненный ущерб в связи с утратой груза, если обстоятельства, вызвавшие его утрату, имели место во время нахождения груза в ведении экспедитора.

В соответствии со статьей 756 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым отвечает соответствующий перевозчик.

Груз перевозчиком утрачен, нарушение ответчиком обязательства по доставке груза вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки третьим лицом, поэтому ответственность предприятия Б перед предприятием А за утрату груза определяется по тем же правилам, по которым перед предприятием Б отвечает Т.

Согласно статье 6 ГК нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства и имеют приоритет.

Республика Беларусь является стороной КДПГ, следовательно, размер возмещения в связи с утратой груза при перевозке автомобильным транспортом в международном сообщении должен определяться исходя из положений названной Конвенции.

Определяя размер возмещения, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 КДПГ перевозчик, в частности, несет ответственность за полную утрату груза, происшедшую с момента принятия груза к перевозке и до момента его сдачи.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 23 КДПГ когда, согласно положениям настоящей Конвенции, перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной утратой груза, размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его к перевозке. Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки или, за отсутствием таковой, на основании текущей рыночной цены, или же, при отсутствии и той и другой, на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества.

Стоимость груза при принятии его к перевозке составляет 56800 долларов США, что подтверждается предоставленными истцом контрактом от 6 сентября 2001 года между предприятием А и фирмой "Z" (г. Вена) о продаже установки радиационного контроля УРК РМ 5000-10, спецификацией к контракту и инвойсом 216. При этом в спецификации и инвойсе указано, что 3000 долларов США являются платой за инсталляцию, ввод в эксплуатацию и обучение.

В силу пункта 3 статьи 23 КДПГ размер возмещения не может превышать 25 франков за килограмм недостающего веса брутто. Под франком подразумевается золотой франк весом в 10/31 грамма золота 0,900 пробы.

На 19 октября 2001 года цена золота на Лондонской бирже драгоценных металлов составляла 278,70 долларов США за 1 тройскую унцию или 8,96 долларов США за 1 грамм металла в чистом виде, следовательно, размер возмещения согласно пункту 3 статьи 23 КДПГ, при условии, что вес утраченного груза брутто был равен 2286 килограммам, составлял бы 148663,74 доллара США, исходя из следующего расчета: 8,96 x 0,9 x 10 : 31 x 25 x 2286.

На 28 апреля 2003 цена золота на Лондонской бирже драгоценных металлов составляет 333,75 долларов США за 1 тройскую унцию или 10,67 долларов США за 1 грамм металла в чистом виде, следовательно, размер возмещения согласно пункту 3 статьи 23 КДПГ, при условии, что вес утраченного груза брутто был равен 2286 килограммам, составляет 177035,95 долларов США.

Таким образом, размер возмещения, рассчитанный в соответствии с пунктом 3 статьи 23 КДПГ, выше стоимости груза в месте и во время принятия его к перевозке.

Поэтому размер возмещения в случае утраты груза мог быть ниже стоимости груза в месте и во время принятия его к перевозке, если, исходя из веса брутто, этот размер ниже стоимости груза, принятого к перевозке.

Рассматривая вопрос об объявлении отправителем стоимости груза в соответствии с требованиями статьи 24 КДПГ, суд приходит к следующему выводу.

Статья 24 КДПГ предусматривает, что отправитель может, при условии оплаты обоснованной надбавки к провозным платежам, объявить и указать в накладной стоимость груза, превышающую предел, указанный в пункте 3 статьи 23, и в таком случае объявленная сумма заменяет этом предел.

Следовательно, применительно к данной перевозке, отправитель мог объявить и указать в международной товарно-транспортной (CMR) накладной (подпункт "d" пункта 2 статьи 6 КДПГ) стоимость груза только в том случае, если эта стоимость выше 148663,74 долларов США.

Однако, поскольку стоимость груза, указанная в графе 13 CMR-накладной, ниже размера возмещения, рассчитанного по весу брутто на 19 октября 2001 года, следует признать, что стоимость груза истцом не объявлялась: в накладной указана цена контракта от 6 сентября 2001 года - 59800 долларов США.

Так как стоимость груза в месте и во время принятия его к перевозке не превышает 25 золотых франков за 1 килограмм недостающего веса брутто, отправитель обоснованно просит взыскания стоимости утраченного груза в национальной валюте Республики Беларусь.

На 28 апреля 2003 года 1 доллар США по курсу Национального банка Республики Беларусь стоит 2019 белорусских рублей, следовательно, размер возмещения составит 114679200 белорусских рублей.

Госпошлина, уплаченная истцом за подачу иска и кассационной жалобы на решение хозяйственного суда города Минска от 21 августа 2002 года по делу N 100-14, относится на ответчика полностью.

Руководствуясь статьями 150 - 153 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, хозяйственный суд



решил:



Взыскать с предприятия Б в пользу предприятия А 114679200 белорусских рублей в счет стоимости груза, утраченного при перевозке, и 4315660 белорусских рублей в счет возмещения расходов по госпошлине.

Выдать приказ.

Решение вступает в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование и опротестование, может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке в течение 10 дней после его принятия.











ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА ГОРОДА МИНСКА

28 апреля 2003 г.



Хозяйственный суд города Минска, рассмотрев в открытом судебном заседании в хозяйственном суде города Минска дело по иску предприятия А к предприятию Б о взыскании 56800 долларов США возмещения ущерба, вызванного утратой груза,



установил:



Решением хозяйственного суда города Минска от 28 апреля 2003 года иск удовлетворен: с предприятия Б в пользу предприятия А взыскано 114679200 белорусских рублей в счет стоимости груза, утраченного при перевозке, и 4315660 белорусских рублей в счет возмещения расходов по госпошлине.

Заявление ответчика о рассрочке исполнения решения - погашении стоимости утраченного груза равными частями до 31 декабря 2003 года, с учетом оплаченной ранее суммы, не подлежит удовлетворению, поскольку истец с рассрочкой не согласен, тяжелое финансовое положение не подтверждено, отсутствие вины в утрате груза - груза утрачен перевозчиком Т., перевозившим его по заявке предприятия Б, не является основанием для предоставления рассрочки.

Руководствуясь статьями 167 и 168 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, хозяйственный суд



определил:



Отказать предприятию Б в рассрочке исполнения решения хозяйственного суда города Минска от 28 апреля 2003 года по делу о взыскании с предприятия Б в пользу предприятия А 114679200 белорусских рублей в счет стоимости груза, утраченного при перевозке, и 4315660 белорусских рублей в счет возмещения расходов по госпошлине.

Определение может быть обжаловано в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.









Предыдущий | Следующий

<<< Содержание

Новости законодательства

Новости Спецпроекта "Тюрьма"

Новости сайта
Новости Беларуси

Полезные ресурсы

Счетчики
Rambler's Top100
TopList