Право
Загрузить Adobe Flash Player
Навигация
Новые документы

Реклама

Законодательство России

Долой пост президента Беларуси

Ресурсы в тему
ПОИСК ДОКУМЕНТОВ

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2008 № 77 "Об утверждении и введении в действие образовательных стандартов по специальностям высшего образования первой ступени"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2013 года

< Главная страница

Стр. 7

Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | Стр. 34 | Стр. 35 | Стр. 36 | Стр. 37 | Стр. 38 | Стр. 39 | Стр. 40 | Стр. 41 | Стр. 42 | Стр. 43 | Стр. 44 | Стр. 45 | Стр. 46 | Стр. 47 | Стр. 48 | Стр. 49 | Стр. 50 | Стр. 51 | Стр. 52 | Стр. 53 | Стр. 54 | Стр. 55 | Стр. 56 | Стр. 57 | Стр. 58 | Стр. 59 | Стр. 60 | Стр. 61 | Стр. 62 | Стр. 63 | Стр. 64 | Стр. 65 | Стр. 66 | Стр. 67 | Стр. 68 | Стр. 69 | Стр. 70 | Стр. 71 | Стр. 72 | Стр. 73 | Стр. 74 | Стр. 75 | Стр. 76 | Стр. 77 | Стр. 78 | Стр. 79 | Стр. 80 | Стр. 81 | Стр. 82 | Стр. 83 | Стр. 84 | Стр. 85 |

- наиболее важные события в музыкальной культуре зарубежья;

- о месте и значении белорусской музыки в системе общечеловеческих культурных ценностей;

- об основных этапах развития белорусского композиторского творчества;

- о национальных особенностях белорусской композиторской школы в контексте общеевропейских культурно-интеграционных процессов;

- о процессах, происходящих в современной белорусской музыкальной культуре;

- музыкальное творчество белорусских композиторов;

- фактологический материал и первоисточники по курсу белорусской музыки;

- наиболее важные события в музыкальной культуре Беларуси;

- об основных этапах и особенностях развития древнерусского музыкального искусства;

- о стилевой эволюции русской музыкальной культуры XVII - XVIII веков;

- о главных тенденциях в русском музыкальном искусстве XIX века;

- об основных стилевых направлениях и тенденциях русского музыкального искусства XX века;

- музыкальное творчество русских композиторов;

- фактологический материал и первоисточники по курсу русской музыки;

- наиболее важные события в музыкальной культуре России;

уметь:

- анализировать музыкальные произведения зарубежных, белорусских, русских композиторов.


Теория музыки

Гармония как область выразительных средств музыки; связь гармонии с другими средствами музыкальной выразительности; значение гармонии в характеристике музыкальных образов и в развитии музыкальной формы; зависимость выбора гармонических средств от художественного замысла и содержания музыки. Важнейшие стороны гармонии - функциональность, голосоведение и фонизм; их взаимосвязь и соотношение в различные периоды истории музыки (строгий стиль, стиль барокко, венский классицизм, романтизм, русская классика, национальные школы XIX века, отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX века). Теоретические проблемы современной гармонии. Основные направления эволюции гармонии от классической до современной; гармонические системы; основы ладотональной организации и закономерности функциональных связей. Основные правила, понятия и категории классической и современной гармонии, основы модальной и политональной гармонии, принципы серийной и сериальной организации музыкальной ткани.

Анализ музыкальных произведений. Музыкальный язык, музыкальная форма, стиль и жанр в историко-стилистическом аспекте. Система музыкальных жанров. Понятие стиля как исторически сложившейся системы музыкального мышления. Классификация музыкальных форм.

Основы теории и истории полифонии. Полифония как средство музыкальной композиции и художественной выразительности; взаимосвязь полифонии и других компонентов музыки; виды полифонии (подголосочная, имитационная, контрастная) и их взаимосвязь; полифонические формы, жанры, стили, история их развития. Изучение техники полифонического письма. Сочинение фрагментов и целых пьес на собственные или заданные музыкальные темы.

Выпускник должен:

знать:

- о гармонии как области выразительных средств музыки;

- важнейшие категории гармонии, их взаимосвязь и соотношение в различные периоды истории музыки;

- основные особенности современной музыкальной гармонии;

- о зависимости выбора гармонических средств от художественного замысла и содержания музыки;

- о взаимосвязи гармонии с другими средствами музыкальной выразительности в процессе развития музыкальной формы;

- классификацию музыкальных форм;

- основные способы анализа музыкальных произведений;

- жанры музыкальных произведений и их формообразующие принципы;

- особенности различных музыкальных форм в историко-стилистическом аспекте;

- о современных достижениях в области изучения музыкальной формы;

- основы теории и истории полифонии;

- виды и жанры полифонических произведений, приемы их сочинения и анализа;

- особенности полифонического письма в современной музыке;

уметь:

- решать гармонические задачи и сочинять гармонические прелюдии разного уровня сложности;

- сочинять полифонические произведения различных жанров.


Сольфеджио

Всестороннее развитие музыкального слуха. Слуховое и вокально-певческое освоение музыкальных стилей XVII - XX веков.

Выпускник должен:

знать:

- стилевые особенности музыки XVII - XX веков;

- учебно-методическую литературу по курсу;

уметь:

- анализировать на слух и интонировать образцы музыки XVII - XX веков;

- записать диктант, ориентированный на основные музыкальные стили XVII - XX веков.


Фортепиано

Совершенствование умений и навыков, полученных в период обучения в среднем специальном учебном заведении, в соответствии с требованиями по конкретной специальности. Развитие игрового аппарата; изучение инструктивной литературы, последовательное освоение учебного репертуара. Применение фортепиано в работе над произведениями для избранного инструмента, приобретение навыка грамотного разбора нотного текста, чтения с листа, умение аккомпанировать, умение использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкального произведения.

Выпускник должен:

знать:

- роль и значение фортепиано в профессиональной деятельности композитора;

- фортепианный педагогический репертуар;

уметь:

- использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой;

- аккомпанировать;

- читать с листа.


Музыкально-теоретические системы

Музыкально-теоретические системы и композиторская техника. Логические законы музыки и их связь с процессом исторической эволюции. Теоретические системы древнегреческой музыки, музыкальные системы средневековья, эпохи Возрождения, классические теории. Музыкально-теоретические системы ХХ века.

Выпускник должен:

знать:

- основные этапы развития музыкально-теоретических систем;

- научные идеи и взгляды наиболее видных теоретиков, внесших вклад в развитие теории музыки;

- характерные особенности и тенденции развития современных музыкально-теоретических систем;

уметь:

- анализировать музыкальные произведения с точки зрения музыкально-теоретического контекста.


Основы дирижирования

Овладение техникой дирижирования и комплексом средств руководства оркестровым коллективом. Овладение приемами и методами репетиционной работы с оркестром. Воспитание художественного вкуса и художественной культуры. Изучение оркестрового репертуара.

Выпускник должен:

знать:

- средства и приемы руководства музыкальным исполнением;

- методику и психологические особенности проведения оркестровой репетиции;

- оркестровый репертуар;

уметь:

- ясно выражать свой музыкальный замысел дирижерскими жестами;

- составить программу концертного выступления;

- организовать и провести репетицию;

- продирижировать публичным исполнением музыкального произведения.


Музыкальный фольклор

Место и роль музыкального фольклора в культурном контексте. Основные периоды развития фольклорной традиции. Национальные особенности белорусского фольклора в контексте культурно-интегративных процессов. Сущность и специфика фольклорной традиции как одного из важнейших пластов культуры, состояние белорусского фольклора на современном этапе. Использование фольклорных элементов в профессиональном творчестве.

Выпускник должен:

знать:

- место и значение белорусского фольклора в системе общечеловеческих ценностей;

- основные периоды развития фольклорной традиции;

- национальные особенности белорусского фольклора в контексте культурно-интеграционных процессов;

- наиболее яркие образцы национального фольклора;

- состояние белорусского фольклора на современном этапе;

уметь:

- использовать фольклорные элементы в профессиональном творчестве.


Философия музыки

Философский элемент учений о музыке античности, средневековья, Нового времени. Философия музыки в XX веке. Критический анализ основных концепций.

Выпускник должен:

знать:

- основные понятия философии музыки;

уметь:

- критически анализировать концепции философии музыки XX века.


Эстетика

Эстетика как философская наука. История эстетики от древневосточных культур до конца XX века. Основные проблемы эстетической теории.

Выпускник должен:

знать:

- основные элементы эстетической теории и их категориальные структуры, ключевые концептуальные модели в истории эстетической мысли;

уметь:

- характеризовать конкретные художественные направления и стили, анализировать современное состояние эстетической культуры и науки в Беларуси и за рубежом.


Охрана труда

Общие вопросы охраны труда. Профилактика травматизма. Организация работы по охране труда. Основы производственной санитарии и техники безопасности. Меры безопасности и гигиена труда. Параметры микроклимата в помещениях. Основы пожарной безопасности и средства пожаротушения. Первая помощь пострадавшим.

Выпускник должен:

знать:

- об организации охраны труда и технике безопасности человека;

- о возможных чрезвычайных ситуациях и экологической безопасности;

- трудовое законодательство, которое устанавливает нормы трудовых процессов, тесно связанных с вопросами техники безопасности;

- производственную санитарию как систему организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, которые предупреждают воздействие на работающих опасных производственных факторов;

- систему организационных и технических мероприятий и средств, которые предупреждают воздействие вредных факторов;

уметь:

- научно анализировать условия труда, причины травматизма и профессиональных заболеваний;

- применять знания о способах и средствах обеспечения безопасности и безвредности труда;

- анализировать и адекватно оценивать опасности в чрезвычайных условиях и принимать меры по их предупреждению и ликвидации последствий.


Основы управления интеллектуальной собственностью

Понятие интеллектуальной собственности. Правовые нормы, регулирующие управление интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь и других странах.

Выпускник должен:

знать:

- законодательство Республики Беларусь по управлению интеллектуальной собственностью;

уметь:

- пользоваться чужой интеллектуальной собственностью и защищать свои права на интеллектуальную собственность в соответствии с законодательством.


Композиция

Получение представления обо всех музыкальных жанрах. Умение применять их законы в соответствии с художественно-образным содержанием создаваемого произведения. Применение на практике многообразных композиторских техник и технологий для решения необходимых творческих задач. Овладение всем многообразием форм, необходимых для воплощения творческих идей и концепций.

Выпускник класса композиции должен:

знать:

- закономерности построения мелодических линий;

- законы музыкального синтаксиса, проявляющиеся как в периодическом, так и в непериодическом типах развития музыкального материала;

- приемы тематического развития и особенности ладовой и интонационной природы народных мелодий;

- закономерности, лежащие в основе музыкальных произведений любых стилистических направлений, и быть в состоянии их объяснить;

уметь:

- использовать формообразующую и драматургическую логику гармонических связей, лежащую в основе музыкальных построений и форм;

- создавать яркий, содержательный тематический материал, соответствующий по своему характеру воплощаемым образам;

- создавать разнообразные виды фактуры (инструментальную, ансамблевую, хоровую, оркестровую и пр.);

- обеспечивать внутреннюю взаимосвязь мелодического, гармонического и ритмического начал (следствием чего должна являться стройная, художественно-цельная форма);

- уравновешивать в композиции части целого при их ясной расчлененности, обеспечивать естественность переходов от одной части к другой;

- обеспечивать выразительность музыкальной трактовки поэтического текста и естественность музыкальной декламации (в произведениях вокальных жанров);

- обеспечивать простоту и рельефность музыкального материала (в массовых жанрах), соответствие приемов тематического развития особенностям ладовой и интонационной природы народных мелодий (в обработках народных песен);

- работать с исполнителями.


Методика преподавания специальных дисциплин

Современная методическая литература. Основные положения музыкальной педагогики и проблемы методики. Методические ошибки и способы их исправления.

Выпускник должен:

знать:

- теорию методики преподавания;

уметь:

- методически правильно строить занятия с учащимися;

- вести самостоятельный поиск новых эффективных методических приемов.


Чтение партитур

Получение представления об особенностях партитурной записи музыки. Овладение техникой чтения партитур для различных ансамблей и оркестровых составов.

В результате изучения дисциплины выпускник должен:

знать:

- ключи, используемые в оркестровых голосах;

- особенности записи транспонирующих инструментов;

- способы записи и чтения различных партий оркестровых инструментов;

уметь:

- анализировать функциональное строение оркестровой фактуры;

- играть на фортепиано технически несложные партитуры целиком или по инструментальным группам.


Инструментоведение

Изучение оркестровых инструментов, истории их развития. Ознакомление с тембрами инструментов, их динамикой, строем, диапазонами, "эмоциональной окрашенностью" звучания. Получение представления о нетрадиционных способах исполнения и звукоизвлечения на музыкальных инструментах в современной музыке.

Выпускник должен:

знать:

- технические и выразительные возможности оркестровых инструментов, их устройство;

- историю развития оркестровых инструментов;

- специфику и репертуар оркестровых инструментов;

уметь:

- применять полученные знания в художественной практике.


Инструментовка

Углубление и расширение знаний в области инструментоведения. Работа над заданиями по инструментовке для различных оркестровых составов. Изучение и анализ партитур.

Выпускник должен:

знать:

- возможности оркестров, приемы оркестровки и основные способы использования оркестровых групп и отдельных инструментов в музыке XVIII - XX веков;

- основные способы создания оркестровой фактуры;

уметь:

- анализировать оркестровку произведений;

- инструментовать для оркестров разных составов самостоятельные пьесы и аккомпанементы.


Музыкальная педагогика и психология

История музыкальной педагогики и психологии. Выдающиеся представители этих научных дисциплин. Методология современной музыкальной педагогики и психологии.

Выпускник должен:

знать:

- современную проблематику музыкальной педагогики и психологии;

уметь:

- применять методы современной музыкальной педагогики и психологии в работе с учениками.


7.5.5 Цикл дисциплин специализации


Требования к знаниям и умениям по дисциплинам специализаций устанавливаются вузом в соответствии с образовательной программой.


7.6 Требования к содержанию и организации практик


Практики являются частью образовательного процесса подготовки специалистов, его продолжением в формах будущей профессиональной деятельности.

Практики направлены на закрепление знаний и умений, полученных студентом в процессе обучения в вузе, на овладение навыками инициативного решения социально-профессиональных задач под руководством опытного преподавателя.

Практики организуются с учетом будущей специальности и специализации.


7.6.1 Практика фольклорная

Цель фольклорной практики, которая проходит во время летних каникул, состоит в ознакомлении студентов с живой фольклорной традицией, слушании и записи народных песен, инструментальных наигрышей, общении с народными певцами и музыкантами-инструменталистами. Фольклорная практика имеет большое культурное и воспитательное значение, учит студентов ценить культурную традицию своего народа, воспитывает патриотизм. Студенты-композиторы получают возможность передавать в своих сочинениях те особенности звучания народной музыки, которые можно изучить только в полевых условиях фольклорной экспедиции.


7.6.2 Практика дирижерской работы с оркестром

Во время дирижерской работы с оркестром студент под руководством опытного преподавателя приобретает основные навыки управления оркестровым коллективом; переходит от разучивания к концертному исполнению отдельных произведений; реализует умения, полученные в классе дирижирования.


7.6.3 Практика педагогическая дирижерская

Педагогическая дирижерская практика - подготовка студентов к преподаванию оркестрового дирижирования, индивидуальные занятия в классе с учеником, развитие профессиональных навыков преподавания, изучение специфики работы в данном классе.


7.6.4 Практика педагогическая

Педагогическая практика - одна из важнейших составных частей учебного процесса, обеспечивающая получение квалификации преподавателя, обязательный предмет для каждого студента.

Главной целью педагогической практики является подготовка студентов к педагогической деятельности по специальности.

Главная задача педагогической практики предусматривает закрепление знаний, полученных студентами по предметам психолого-педагогического цикла и методике, применение теоретических знаний в учебном процессе, развитие профессиональных навыков преподавания, ознакомление с педагогическим репертуаром определенного класса (курса), ведение учебной документации.


8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса


8.1 Требования к кадровому обеспечению


Научно-педагогические кадры вуза должны:

иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и, как правило, соответствующую научную квалификацию (степень, звание);

систематически заниматься научной и (или) научно-методической деятельностью;

не реже 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации.


8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению


Учебно-методическое обеспечение подготовки специалиста должно соответствовать следующим требованиям:

все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий, нотами, учебной, учебно-методической, справочной и научной литературой, аудио- и видеозаписями, доступом к сетевым источникам информации;

обеспечивать доступ для каждого студента к библиотечным фондам и аудиовизуальным базам данных, соответствующим по содержанию полному перечню дисциплин учебного плана;

иметь методические пособия и рекомендации по изучаемым дисциплинам и всем видам учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов.

Учебно-методическое обеспечение должно быть ориентировано на разработку и внедрение в учебный процесс инновационных образовательных систем и технологий, адекватных компетентностному подходу в подготовке выпускника вуза (вариативных моделей управляемой самостоятельной работы студентов, учебно-методических комплексов, модульных и рейтинговых систем обучения, тестовых и других систем оценивания уровня компетенций студентов и т.п.).


8.3 Требования к материально-техническому обеспечению


Высшее учебное заведение должно:

располагать соответствующими санитарно-техническим нормам учебными аудиториями для групповых и индивидуальных занятий, оборудованными помещениями для прослушивания музыки, необходимыми музыкальными инструментами;

соблюдать нормы обеспечения учебного процесса нотами, аудио- и видеозаписями, учебной и методической литературой;

обеспечить материально-технические условия для самообразования и развития личности студента, для чего иметь соответствующие нормативам читальные залы, компьютерные классы, залы для занятий физической культурой, в том числе во внеаудиторное время; пункты питания.


8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов


Самостоятельная работа студентов (СРС) организуется деканатами, кафедрами, преподавателями вузов в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов, разрабатываемым высшим учебным заведением. Учебно-методическое управление (отдел) совместно с деканатами факультетов проводит координацию планирования, организации и контроля СРС в вузе. Самостоятельная работа осуществляется в виде аудиторных и внеаудиторных форм по каждой дисциплине учебного плана. На основании бюджета времени в соответствии с образовательными стандартами, учебными планами, программами учебных дисциплин устанавливаются виды, объем и содержание заданий по СРС. По каждой учебной дисциплине разрабатывается учебно-методический комплекс (УМК) с материалами и рекомендациями, помогающими студенту в организации самостоятельной работы.

Расчет учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, осуществляющего организацию самостоятельной работы студентов, проводится в соответствии с утвержденными Министерством образования Республики Беларусь примерными нормами времени для расчета объема учебной и учебно-методической работы.

Для оценки качества самостоятельной работы студентов осуществляется контроль за ее выполнением. Формы контроля самостоятельной работы студентов устанавливаются вузом (собеседование, проверка и защита индивидуальных расчетно-графических и других заданий, коллоквиумы, контрольные работы, рефераты, защита курсовых проектов (работ), тестирование, принятие зачетов, устный и письменный экзамены и т.д.).


8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы


Высшее учебное заведение должно проводить последовательную работу по формированию у студентов ценностных ориентаций, норм и правил поведения на основе государственной идеологии, идей гуманизма, добра и справедливости. Выпускник должен обладать гражданской зрелостью, правовой и политической культурой, уважать закон и бережно относиться к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина.

Идеологическая и воспитательная работа со студентами организуется в соответствии с нормативным и программно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении, правовую основу которого составляют Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, указы Президента Республики Беларусь в области молодежной политики, соответствующие государственные социально значимые программы, требования и рекомендации Министерства образования Республики Беларусь.

Приоритетным направлением идейно-воспитательной работы в высшем учебном заведении является гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание обучающихся.

Важнейшими задачами осуществления воспитательной работы со студентами являются:

- согласованность требований к содержанию и методам обучения и воспитания студентов, обеспечивающих учебную и социальную активность;

- вовлечение студентов в социально значимую работу с учетом их интересов и возможностей;

- приобретение студентами навыков самоуправления, организационно-управленческих, коммуникативных умений, опыта решения задач;

- формирование осознания необходимости укрепления семьи и повышения ее престижа в обществе, здорового образа жизни, а также основных демографических проблем общества;

- духовно-нравственное воспитание, обеспечивающее знание культурного наследия;

- профилактика правонарушений.

Формирование единого процесса воспитания должно быть построено через педагогическое управление процессом развития личности и включает учебно-воспитательную работу, профессиональную направленность воспитательной работы выпускающих кафедр, проведение воспитательной работы социально-гуманитарными и общеобразовательными кафедрами, деятельность института кураторов учебных групп, воспитательную работу в студенческих общежитиях, развитие студенческого самоуправления, методическое обеспечение воспитательного процесса.

Высшее учебное заведение должно быть комфортным и безопасным для пребывания студентов, отличаться благоприятным морально-психологическим климатом, соблюдением действующих санитарно-гигиенических норм и правил, а также осуществлять общественно-политические, культурные и спортивные мероприятия. Ведущая роль в идеологической и воспитательной работе принадлежит профессорско-преподавательскому составу и личному примеру преподавателя.


8.6 Общие требования к контролю качества и средствам диагностики


В вузовской системе управления качеством образования (системе менеджмента качества по СТБ ИСО 9001-2001) осуществляются мониторинг, измерения, контроль качества.

Для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных знаний и умений поэтапным или конечным требованиям стандарта создаются фонды оценочных средств и технологий, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и др.

Оценка знаний студента на курсовых и государственных экзаменах, курсовых дифференцированных зачетах, при сдаче зачетов по практикам производится по 10-балльной шкале. Для оценки знаний и компетентности студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

Для контроля качества образования используются следующие средства диагностики:

- исполнение сочинений студента-композитора во время зачета или экзамена;

- исполнение сочинений студента-композитора в публичном концерте;

- письменные контрольные работы;

- устный опрос во время занятий;

- составление рефератов по отдельным разделам дисциплины;

- выступления студентов на семинарах;

- защита отчетов по производственным практикам;

- письменный экзамен, устный экзамен.


9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника


9.1 Общие требования


9.1.1 Итоговая государственная аттестация выпускника включает четыре государственных экзамена:

1) по композиции,

2) по теории музыки,

3) по специальной педагогической подготовке,

4) по дирижированию камерным оркестром,

позволяющих определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально-профессиональных задач.

9.1.2 Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, проводятся в соответствии с образовательной программой первой ступени высшего образования, установленной настоящим стандартом.


9.2 Требования к государственному экзамену


Государственные экзамены проводятся на заседании Государственной экзаменационной комиссии.

Программа и порядок проведения государственных экзаменов разрабатываются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.



БИБЛИОГРАФИЯ

[1] Об образовании в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 года N 1202-ХII (в редакции Закона от 19 марта 2002 года N 95-З)

[2] О высшем образовании. Закон Республики Беларусь. Принят Палатой представителей, одобрен Советом Республики 22 июня 2007 г.

[3] Об основных направлениях развития национальной системы образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. N 500

[4] Положение о ступенях высшего образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2002 г. N 1419 "Об утверждении Положения о ступенях высшего образования"

[5] Руководящий документ Республики Беларусь. РД РБ 02100.5.203-98 Образовательный стандарт. Высшее образование. Специальность Г.11.17.00 "Композиция". - Министерство образования Республики Беларусь. Минск



ОСРБ 1-16 01 02-01-2008



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 1-16 01 02 ДИРИЖИРОВАНИЕ (ПО НАПРАВЛЕНИЯМ) НАПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1-16 01 02-01 ДИРИЖИРОВАНИЕ (ОПЕРНО-СИМФОНИЧЕСКОЕ) КВАЛИФИКАЦИЯ ОПЕРНО-СИМФОНИЧЕСКИЙ ДИРИЖЕР, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

ВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ ПЕРШАЯ СТУПЕНЬ

СПЕЦЫЯЛЬНАСЦЬ 1-16 01 02 ДЫРЫЖЫРАВАННЕ (ПА НАПРАМКАХ) НАПРАМАК СПЕЦЫЯЛЬНАСЦI 1-16 01 02-01 ДЫРЫЖЫРАВАННЕ (ОПЕРНА-СIМФАНIЧНАЕ) КВАЛIФIКАЦЫЯ ОПЕРНА-СIМФАНIЧНЫ ДЫРЫЖОР, ВЫКЛАДЧЫК

HIGHER EDUCATION FIRST DEGREE

SPECIALITY 1-16 01 02-01 CONDUCTING (OPERA-SYMPHONIC) QUALIFICATION OPERA-SYMPHONIC CONDUCTOR, TEACHER



Министерство образования Республики Беларусь Минск

УДК 378(476)(083.74)+78(476)(083.74)


Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, навыки, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, специальность, квалификация, дирижирование, оперно-симфоническое дирижирование, итоговая государственная аттестация.



МКС 03.180



Предисловие

1 РАЗРАБОТАН учреждением образования "Белорусская государственная академия музыки"

ИСПОЛНИТЕЛЬ Кофанов С.И., доцент

ВНЕСЕН Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2008 N 77

3 ВЗАМЕН РД РБ 02100.5.204-98


Настоящий образовательный стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь

Издан на русском языке



СОДЕРЖАНИЕ

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Основные термины и определения

4 Общие положения

4.1 Общая характеристика специальности

4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки

4.3 Общие цели подготовки специалиста

4.4 Формы обучения по специальности

4.5 Сроки подготовки специалиста

5 Квалификационная характеристика специалиста

5.1 Сфера профессиональной деятельности

5.2 Объекты профессиональной деятельности

5.3 Виды профессиональной деятельности

5.4 Задачи профессиональной деятельности

5.5 Состав компетенций

6 Требования к уровню подготовки выпускника

6.1 Общие требования к уровню подготовки

6.2 Требования к академическим компетенциям

6.3 Требования к социально-личностным компетенциям

6.4 Требования к профессиональным компетенциям

7 Требования к образовательной программе и ее реализации

7.1 Состав образовательной программы

7.2 Требования к разработке образовательной программы

7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы

7.4 Типовой учебный план

7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам

7.6 Требования к содержанию и организации практик

8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса

8.1 Требования к кадровому обеспечению

8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению

8.3 Требования к материально-техническому обеспечению

8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов

8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы

8.6 Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики

9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника

9.1 Общие требования

9.2 Требования к государственному экзамену

Приложение Библиография



Дата введения 2008-09-01


1 Область применения


Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника.

Стандарт применяется при разработке нормативно-методических документов и учебно-программной документации, регулирующей образовательный процесс в высшей школе, а также при оценке качества высшего образования.

Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования (высших учебных заведениях), расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их принадлежности и форм собственности.


2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения

СТБ ИСО 9000-2000 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь

ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации

РД РБ 02100.5.204-98 Образовательный стандарт. Высшее образование. Специальность "Дирижирование"

РД РБ 02100.5.227-2006 Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин


3 Основные термины и определения


В настоящем стандарте применяются термины с соответствующими определениями.

Диагностика компетенций - процесс выявления, анализа и оценки результатов обучения.

Дидактическая единица - автономная часть содержания учебной дисциплины, выраженная в названиях тем, разделов или модулей.

Зачетная единица - мера количественного измерения учебной нагрузки студента по овладению учебным предметом, включающей аудиторные часы и внеаудиторную самостоятельную работу, в том числе подготовку и сдачу экзамена.

Качество высшего образования - соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как социальной системы) потребностям, интересам личности, общества, государства.

Квалификационная характеристика специалиста - обобщенная норма качества подготовки по определенной специальности (специализации) с соответствующей квалификацией, включающая сферы, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности, а также состав компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в условиях социально регулируемого рынка.

Квалификация - знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом (СТБ 22.0.1).

Компетентность - выраженная способность применять свои знания и умения (СТБ ИСО 9000).

Компетенция - знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач.

Обеспечение качества - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены (СТБ ИСО 9000).

Образовательная программа - система целей, задач и содержания образования, определяемая образовательными стандартами и разработанными на их основе учебными планами и учебными программами.

Оперно-симфонический дирижер - профессиональная квалификация специалиста с высшим образованием в области профессионального музыкального исполнительского искусства.

Подготовка - процесс обучения и воспитания, направленный на овладение будущими специалистами компетенциями, позволяющими решать социальные, профессиональные и личностные проблемы.

Преподаватель - профессиональная квалификация специалиста с высшим образованием в области профессионального музыкального исполнительского искусства.

Специальность - вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, умений и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта (ОКРБ 011).

Типовой учебный план - составная часть образовательной программы, регламентирующая структуру и содержание подготовки специалиста, виды учебных занятий и формы контроля знаний, которая учитывает государственные, социальные и личные потребности обучаемых, определяет степень самостоятельности вуза.

Типовая учебная программа дисциплины - учебно-методический документ, определяющий цели, задачи и содержание теоретической и практической подготовки выпускника вуза по учебной дисциплине, который разрабатывается на основе образовательного стандарта по специальности и утверждается в установленном порядке Министерством образования.

Учебный план специальности - учебно-методический документ вуза, разработанный на основе образовательного стандарта по специальности, содержащий график учебного процесса, формы, виды и сроки проведения учебных занятий, итогового и поэтапного контроля, перечень и объем циклов дисциплин с учетом региональных и отраслевых особенностей вуза.

Учебная программа дисциплины - учебно-методический документ вуза, разрабатываемый на основе типовой учебной программы и определяющий цели и содержание теоретической и практической подготовки специалиста по учебной дисциплине, входящей в учебный план специальности, раскрывающие основные методические подходы к преподаванию дисциплины.


4 Общие положения


4.1 Общая характеристика специальности


4.1.1 Подготовка выпускника по специальности "Дирижирование (оперно-симфоническое)" обеспечивает получение профессиональной квалификации "Оперно-симфонический дирижер, преподаватель".

4.1.2 Специальность в соответствии с ОКРБ 011-2001 относится к профилю подготовки специалистов с высшим образованием "C Искусство и дизайн" и имеет обозначение 1-16 01 02-01.


4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки


4.2.1 Предшествующий уровень образования должен быть не ниже общего среднего образования, подтвержденный документом государственного образца.

4.2.2 Уровень подготовки абитуриента устанавливается в соответствии с утвержденными Правилами приема в высшие учебные заведения Республики Беларусь по дисциплинам:

- белорусский язык или русский язык (по выбору);

- история Беларуси;

- творчество.


4.3 Общие цели подготовки специалиста


Общие цели подготовки специалиста:

- формирование и развитие социально-профессиональной компетентности, позволяющей сочетать академические, профессиональные, социально-личностные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности;

- формирование и развитие умений и навыков, позволяющих вести исполнительскую, преподавательскую, научно-методическую, научную, культурно-просветительскую деятельность на уровне требований современной музыкальной культуры.


4.4 Формы обучения по специальности


Обучение по специальности предусматривает следующую форму: очная (дневная).


4.5 Сроки подготовки специалиста


Нормативный срок подготовки специалиста при дневной форме обучения составляет 5 лет и оценивается не менее чем в 300 зачетных единиц.


5 Квалификационная характеристика специалиста


5.1 Сферы профессиональной деятельности


Основными сферами профессиональной деятельности специалиста являются:

- культура;

- искусство;

- образование;

- наука;

- административная сфера.


5.2 Объекты профессиональной деятельности


Объектами профессиональной деятельности являются: музыкальная культура, музыкальное исполнительское искусство, музыкальное образование, музыкально-эстетическое воспитание, музыкальное просвещение.


5.3 Виды профессиональной деятельности


Выпускник вуза должен быть компетентным в следующих видах деятельности:

музыкально-исполнительской;

педагогической;

научно-методической;

организационно-управленческой.


5.4 Задачи профессиональной деятельности


Выпускник вуза должен быть компетентен решать следующие профессиональные задачи:

осуществление концертной деятельности;

обучение и воспитание учащихся;

проведение научно-методической работы;

преподавание учебных дисциплин;

подготовка учебных пособий, учебных планов и программ;

управление учреждениями и их структурными подразделениями в сфере культуры, искусства и образования.


5.5 Состав компетенций


Подготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций:

академических компетенций, включающих знания и умения по изученным дисциплинам, способности и умение учиться;

социально-личностных компетенций, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им;

профессиональных компетенций, включающих знания и умения формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.


6 Требования к уровню подготовки выпускника


6.1 Общие требования к уровню подготовки


6.1.1 Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности.

6.1.2 Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей жизнедеятельности.

6.1.3 Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.


6.2 Требования к академическим компетенциям


Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:

владеть навыками управления оркестровым коллективом в целях реализации художественной концепции музыкального произведения во время публичного концерта или оперного спектакля;

владеть методикой проведения репетиций;

владеть научно-теоретическими знаниями, необходимыми для осуществления исполнительской деятельности;

владеть системным и сравнительным анализом;

владеть исследовательскими навыками;

уметь работать самостоятельно;

быть способным порождать новые идеи;

владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;

иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером;

иметь навыки устной и письменной коммуникации;

уметь учиться, постоянно повышать свою квалификацию.


6.3 Требования к социально-личностным компетенциям


Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:

обладать качеством гражданственности;

быть способным к социальному взаимодействию;

обладать способностью к межличностным коммуникациям;

знать и соблюдать нормы здорового образа жизни;

быть способным к критике и самокритике;

уметь работать в коллективе.


6.4 Требования к профессиональным компетенциям


Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным:

в музыкально-исполнительской деятельности:

публично исполнять самостоятельно разученный оркестровый репертуар, включающий произведения разных эпох, жанров и стилей; проводить репетиционную работу в качестве дирижера оркестра;

в педагогической деятельности:

преподавать дирижирование в соответствии с принципами музыкальной педагогики;

в научно-методической деятельности:

обобщать свой методический опыт в научно-методических работах (учебное пособие, статья, доклад на научной конференции, учебная программа, учебно-методическая разработка и т.д.);

в организационно-управленческой деятельности:

организовывать работу оркестрового, учебного или иного коллектива на административных должностях в учреждениях образования, культуры и искусства.


7 Требования к образовательной программе и ее реализации


7.1 Состав образовательной программы


7.1.1 Образовательная программа должна включать: учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, программу государственного экзамена, которые должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.

7.1.2 Образовательная программа подготовки выпускника должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:

социально-гуманитарных;

естественнонаучных;

общепрофессиональных и специальных;

специализации.


7.2 Требования к разработке образовательной программы


7.2.1 Максимальный объем учебной нагрузки студентов не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы.

7.2.2 Объем обязательных аудиторных занятий студентов, определяемый вузом с учетом специальности, специфики организации учебного процесса, оснащения учебно-лабораторной базы, информационного, учебно-методического обеспечения, должен быть установлен в пределах 22 - 36 часов.

7.2.3 В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисциплине, включается время, предусмотренное на подготовку к экзаменам.

7.2.4 При разработке учебного плана вуз имеет право изменять количество часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10% без превышения максимального недельного объема нагрузки студента и при сохранении требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте.


7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы


7.3.1 Срок реализации образовательной программы при дневной форме обучения составляет 255 недель. Продолжительность обучения по видам учебной деятельности - в соответствии с таблицей 1.



Таблица 1



-------------------------------------+--------------------------------
¦  Виды деятельности, установленные  ¦    Продолжительность при сроке     ¦
¦           учебным планом           ¦           обучения 5 лет           ¦
+------------------------------------+-------------------+----------------+
¦Теоретическое обучение              ¦    175 недель     ¦   9450 часов   ¦
+------------------------------------+-------------------+----------------+
¦Экзаменационные сессии              ¦     30 недель     ¦   1620 часов   ¦
+------------------------------------+-------------------+----------------+
¦Практика                            ¦     24 недели     ¦В пределах часов¦
¦                                    ¦                   ¦самостоятельной ¦
¦                                    ¦                   ¦     работы     ¦
+------------------------------------+-------------------+----------------+
¦Итоговая государственная аттестация ¦     4 недели      ¦   216 часов    ¦
+------------------------------------+-------------------+----------------+
¦Каникулы (включая 4 недели          ¦     46 недель     ¦       -        ¦
¦последипломного отпуска)            ¦                   ¦                ¦
¦------------------------------------+-------------------+-----------------


7.4 Типовой учебный план


7.4.1 Типовой учебный план разрабатывается в соответствии со структурой, приведенной в таблице 2.



Таблица 2



-----+----------------------+----------------------------------+------
¦    ¦                      ¦       Объем работы (часов)       ¦          ¦
¦    ¦                      +-----+----------------------------+Количество¦
¦ N  ¦     Наименование     ¦     ¦           из них           ¦ зачетных ¦
¦п/п ¦      дисциплины      ¦всего+------------+---------------+  единиц  ¦
¦    ¦                      ¦     ¦ аудиторные ¦самостоятельная¦          ¦
¦    ¦                      ¦     ¦  занятия   ¦    работа     ¦          ¦
+----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+
¦ 1  ¦Цикл социально-       ¦1592 ¦  748/496   ¦      348      ¦    43    ¦
¦    ¦гуманитарных дисциплин¦     ¦            ¦               ¦          ¦
+----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+
¦    ¦Обязательный компонент¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦1.1 ¦История Беларуси      ¦ 102 ¦     72     ¦      30       ¦    4     ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦1.2 ¦Основы идеологии      ¦ 36  ¦     24     ¦      12       ¦    1     ¦
¦    ¦белорусского          ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦государства           ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦1.3 ¦Философия             ¦ 102 ¦     76     ¦      26       ¦    4     ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦1.4 ¦Экономическая теория  ¦ 102 ¦     76     ¦      26       ¦    4     ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦1.5 ¦Социология            ¦ 54  ¦     36     ¦      18       ¦    2     ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦1.6 ¦Политология           ¦ 102 ¦     68     ¦      34       ¦    4     ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦1.7 ¦Основы психологии и   ¦ 102 ¦     72     ¦      30       ¦    4     ¦
¦    ¦педагогики            ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦1.8 ¦Белорусский язык      ¦ 50  ¦     34     ¦      16       ¦    2     ¦
¦    ¦(профессиональная     ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦лексика)              ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦1.9 ¦Иностранный язык      ¦ 272 ¦    150     ¦      122      ¦    10    ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦1.10¦Физическая культура   ¦ 568 ¦   72/496   ¦       -       ¦    4     ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦Дисциплины по выбору  ¦ 102 ¦     68     ¦      34       ¦    4     ¦
¦    ¦студента              ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦(культурология,       ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦религиоведение, основы¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦права и права человека¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦и другие курсы и      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦модули)               ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
+----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+
¦ 2  ¦Цикл                  ¦ 410 ¦    272     ¦      138      ¦    16    ¦
¦    ¦естественнонаучных    ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦дисциплин             ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
+----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+
¦    ¦Обязательный компонент¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦2.1 ¦Защита населения и    ¦ 102 ¦     68     ¦      34       ¦    4     ¦
¦    ¦объектов от           ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦чрезвычайных ситуаций.¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦Радиационная          ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦безопасность          ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦2.2 ¦Основы экологии и     ¦ 52  ¦     34     ¦      18       ¦    2     ¦
¦    ¦энергосбережения      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦2.3 ¦Основы музыкальной    ¦ 102 ¦     68     ¦      34       ¦    4     ¦
¦    ¦информатики           ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦2.4 ¦Основы современного   ¦ 52  ¦     34     ¦      18       ¦    2     ¦
¦    ¦естествознания        ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦Вузовский компонент   ¦ 102 ¦     68     ¦      34       ¦    4     ¦
+----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+
¦ 3  ¦Цикл                  ¦7340 ¦    2370    ¦     4970      ¦   277    ¦
¦    ¦общепрофессиональных и¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦специальных дисциплин ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
+----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+
¦    ¦Обязательный компонент¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦3.1 ¦История музыки        ¦ 356 ¦    280     ¦      76       ¦    16    ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦3.2 ¦Теория музыки         ¦ 271 ¦    210     ¦      61       ¦    12    ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦3.3 ¦Сольфеджио            ¦ 99  ¦     70     ¦      29       ¦    4     ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦3.4 ¦Фортепиано            ¦ 186 ¦    140     ¦      46       ¦    8     ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦3.5 ¦Эстетика              ¦ 99  ¦     70     ¦      29       ¦    4     ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦3.6 ¦Философия музыки      ¦ 99  ¦     70     ¦      16       ¦    4     ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦3.7 ¦Охрана труда          ¦ 27  ¦     18     ¦       9       ¦    1     ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦3.8 ¦Основы управления     ¦ 54  ¦     36     ¦      18       ¦    2     ¦
¦    ¦интеллектуальной      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦собственностью        ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦3.9 ¦Дирижирование в классе¦4600 ¦    400     ¦     4200      ¦   164    ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦3.10¦Дирижирование         ¦ 168 ¦    124     ¦      44       ¦    7     ¦
¦    ¦симфоническим         ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦оркестром             ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦3.11¦Дирижирование оперным ¦ 30  ¦     20     ¦      10       ¦    1     ¦
¦    ¦спектаклем            ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦3.12¦Техника игры на       ¦ 105 ¦     70     ¦      35       ¦    4     ¦
¦    ¦духовых инструментах  ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦3.13¦Техника игры на       ¦ 105 ¦     70     ¦      35       ¦    4     ¦
¦    ¦струнных инструментах ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦3.14¦Инструментоведение    ¦ 54  ¦     36     ¦      18       ¦    2     ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦3.15¦Чтение партитур       ¦ 146 ¦    105     ¦      41       ¦    6     ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦3.16¦Инструментовка        ¦ 146 ¦    105     ¦      41       ¦    6     ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦3.17¦История оркестровых   ¦ 51  ¦     34     ¦      17       ¦    2     ¦
¦    ¦стилей                ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦3.18¦Методика работы с     ¦ 27  ¦     18     ¦       9       ¦    1     ¦
¦    ¦хором                 ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦3.19¦Методика работы с     ¦ 51  ¦     34     ¦      17       ¦    2     ¦
¦    ¦вокалистами           ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦3.20¦Методика преподавания ¦ 54  ¦     36     ¦      18       ¦    2     ¦
¦    ¦специальных дисциплин ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦3.21¦Основы оперной        ¦ 99  ¦     70     ¦      29       ¦    4     ¦
¦    ¦режиссуры             ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦3.22¦Оперный и балетный    ¦ 99  ¦     70     ¦      29       ¦    4     ¦
¦    ¦репертуар             ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦3.23¦Музыкальная педагогика¦ 99  ¦     70     ¦      29       ¦    4     ¦
¦    ¦и психология          ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦Вузовский компонент   ¦ 264 ¦    180     ¦      84       ¦    11    ¦
¦    ¦                      ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦Дисциплины по выбору  ¦ 51  ¦     34     ¦      17       ¦    2     ¦
¦    ¦студента              ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
+----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+
¦ 4  ¦Факультативы          ¦ 108 ¦    108     ¦       -       ¦    6     ¦
+----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+
¦ 5  ¦Экзаменационные сессии¦1620 ¦     -      ¦     1620      ¦    39    ¦
+----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+
¦    ¦                Всего ¦11070¦    3994    ¦     7076      ¦   381    ¦
+----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+
¦ 6  ¦Практика - 24 недели  ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
+----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+
¦6.1 ¦Практика работы в     ¦  -  ¦     -      ¦       -       ¦    30    ¦
¦    ¦оперной студии        ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦(учебная) - 20 недель ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
+----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+
¦6.2 ¦Педагогическая        ¦  -  ¦     -      ¦       -       ¦    6     ¦
¦    ¦(производственная) - 4¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦недели                ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
+----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+
¦ 7  ¦Итоговая              ¦ 216 ¦     -      ¦      216      ¦    6     ¦
¦    ¦государственная       ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
¦    ¦аттестация - 4 недели ¦     ¦            ¦               ¦          ¦
+----+----------------------+-----+------------+---------------+----------+
¦    ¦                Итого ¦11286¦            ¦               ¦          ¦
¦----+----------------------+-----+------------+---------------+-----------


7.4.2 В соответствии с типовым учебным планом, установленным стандартом, вузом разрабатывается учебный план специальности, который согласовывается с УМО, Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования и утверждается ректором вуза.


7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по дисциплинам


7.5.1 Содержание учебной программы дисциплины по каждому циклу представляется в укрупненных дидактических единицах (или учебных модулях), а требования к компетенциям по дисциплине - в знаниях и умениях.

7.5.2 Цикл социально-гуманитарных дисциплин устанавливается в соответствии с образовательным стандартом "Высшее образование первой ступени. Цикл социально-гуманитарных дисциплин", включающим требования к компетенциям.


7.5.3 Цикл естественнонаучных дисциплин

 

Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность

Чрезвычайные ситуации в современных условиях. Характеристика современных средств поражения. Ядовитые вещества и защита от них. Характеристика очагов поражения. Система обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. Дозиметрические величины и их единицы. Наступательные и искусственные источники радиации. Биологическое действие ионизирующих излучений. Последствия Чернобыльской катастрофы в республике. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. Нормы безопасности и режим радиационно-загрязненных территорий республики. Органы гражданской обороны. Защитные сооружения гражданской обороны. Индивидуальные средства защиты. Аварийно-спасательные и другие срочные работы в очагах поражения.

Выпускник должен:

знать:

- о влиянии ионизирующих излучений на организм человека;

- о поступлении, накоплении и переносе радиоактивных веществ в экосистемах;

- способы снижения поступления радионуклидов в организм человека;

- способы выведения радионуклидов из организма человека;

- приемы и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций населению;

- способы охраны населения от ионизирующих излучений;

- работу с дозиметрической аппаратурой;

- психолого-педагогическую работу с учащимися и населением, которые проживают на загрязненных территориях;

уметь:

- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций населению;

- работать с дозиметрической аппаратурой;

- вести психолого-педагогическую работу с учащимися и населением, которые проживают на загрязненных территориях.


Основы экологии и энергосбережения

Ведущие концепции, современные проблемы экологии. Среды, факторы среды, адаптации организмов. Формы и механизмы адаптации. Экологические группы и жизненные формы организмов. Формы биологического разнообразия. Критерии устойчивости биоценоза. Экосистема. Динамика экосистем. Основные стратегии охраны природы. Режимы и формы охраняемых территорий. Кадастры редких и исчезающих видов. Экологические сети. Охраняемые природные территории Беларуси.

Общие вопросы энергосбережения. Организация работы по энергосбережению. Температурный и световой режим в помещениях. Меры безопасности.

Выпускник должен:

знать:

- содержание и место основных программных документов по проблемам экологии;

- роль и значимость экологии как науки в решении проблем рационального природопользования, ресурсосбережения, обеспечения выживания человечества и сохранения биосферы;

- современную экологическую карту мира и Беларуси;

- о функционировании и гомеостазе надорганизменных систем;

- о материально-энергетическом обмене в экосистеме;

- о большом, биологическом и геохимическом круговоротах веществ;

- о динамике экосистем;

- задачи современной экологии;

- основные отрицательные тенденции современного экологического кризиса, экологического бедствия в Беларуси;

- особенности сред живых организмов;

- общие закономерности воздействия факторов окружающей среды на организмы;

- формы, существо адаптации на различных ступенях организации материи;

- об экономике и организации энергетики, принципах управления ею, энергосберегающей политике;

- вопросы пожарной безопасности;

- расчеты основных экономических показателей объектов энергетики;

- гигиенические нормативы температурного и светового режима в помещениях;

уметь:

- разъяснять учащимся важность для каждого человека экологически грамотного поведения;

- анализировать новые факты, касающиеся состояния экологических систем, и проводить экологическое воспитание учащихся;

- поддерживать режим энергосбережения в помещениях;

- соблюдать правила противопожарной безопасности.


Основы музыкальной информатики

Роль и место музыкальной информатики в системе традиционного музыкознания. Значение информационных технологий в решении актуальных проблем музыкальной науки и в процессе преподавания. Принципы устройства компьютерных систем. Персональный компьютер общего назначения. Программные оболочки и прикладные программы. Способы представления музыкальной информации. Компьютерная музыка; языки музыкального моделирования; эволюция методов создания музыкальной композиции компьютером. Электронная (электроакустическая) музыка; методы синтеза звука. Многофункциональный музыкальный компьютер; способы кодирования и преобразования звуковых сигналов.

Выпускник должен:

знать:

- о достижениях в области современных информационных технологий и их использовании в научно-исследовательской, творческой и педагогической практике;

- о принципах устройства компьютерных систем (в том числе для музыкального творчества);

- о возможностях применения логико-математических методов и метода компьютерного моделирования для анализа и синтеза музыкальной композиции;

- об основных направлениях в изучении законов музыкальной акустики и значении исследований в студиях электронной музыки;

- техническое обеспечение современных информационных технологий (персональная ЭВМ, мультимедийные процессоры, синтезатор, компьютерные сети);

- программное обеспечение информационных технологий (текстовые, нотные, графические редакторы, экспертные системы);

- информационное и математическое обеспечение информационных технологий (базы данных, электронная почта, World Wide Web);

уметь:

- работать с издательскими системами (текстовыми и нотными редакторами);

- использовать музыкально-дидактические тестирующие и обучающие мультимедийные программы в учебном процессе;

- применять компьютерные информационно-библиографические программы для поиска и систематизации информации;

- искать и размещать информацию в сети Internet.


Основы современного естествознания

Современные научные представления в области физики, биологии, геологии и других важнейших научных дисциплин.

Выпускник должен:

знать:

- основные естественнонаучные теории двадцатого века;

уметь:

- применять полученные знания в идейно-воспитательной работе с учащимися.


7.5.4 Цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин


История музыки

Музыкальное искусство древности (Египет, Китай, Греция); античность и музыка, музыкальный эпос, борьба идей в музыке и вокруг нее. Музыка средневековья (музыка и церковь, светские жанры, музыка и театр). Музыка в эпоху Возрождения, главные тенденции - разнообразие в отражении мира, гармоничность элементов музыкальной речи, начало нотопечатания. Новое время и музыка (XVII - первая половина XVIII в.) - развитие музыкального театра, опера, музыкально-педагогические воззрения, концертная жизнь, музыкальные школы и музыкальное просвещение. Музыка в эпоху Просвещения - философские идеи и музыка, музыка и общественно-политическое движение, музыкально-педагогические воззрения, теории, руководства, музыкальное образование накануне французской революции. Влияние французской революции на развитие музыкальной культуры. Стилевые особенности музыки XIX века. XX век - противоречия эпохи и музыкальная культура, роль музыки в общественном движении, проблемы и тенденции развития музыкального искусства.

Белорусская музыкальная культура в X - XII вв., этапы развития; музыкальная культура Беларуси в XIV - первой половине XVI в., инструментальная музыка XVI в.; расцвет кантовой культуры в конце XVI - первой половине XVIII в., "Полоцкая тетрадь". Придворный театр и опера во второй половине XVIII в., деятельность М.К.Огинского, И.Д.Голанда, О.Козловского. Музыкальная культура Беларуси XIX в., жизнь и творчество А.Х.Радзивилла, С.Монюшки, Н.Орды, М.Ельского и др. Этапы развития белорусской музыкальной культуры в XX в., становление белорусской советской композиторской школы, обновление тематики, жанрового и выразительного содержания музыки.

Древнерусское музыкальное искусство и его роль в системе культуры; стилевая эволюция русской музыкальной культуры XVII - XVIII веков. Русское музыкальное искусство XIX века (национальная композиторская школа, опера и инструментальная музыка). Основные стилевые направления и тенденции русского музыкального искусства XX века.

Выпускник должен:

знать:

- об основной периодизации в истории зарубежной музыки;

- об особенностях развития музыкального искусства древности;

- о стилевых особенностях музыки средневековья;

- о духовной жизни, взаимоотношениях и взаимопроникновении наиболее характерных черт изучаемых культурных периодов в истории зарубежной музыки;

- о главных тенденциях в музыке эпохи Возрождения;

- об истории развития музыкального театра, оперы, музыкально-педагогических воззрений, концертной жизни в XVII - первой половине XVIII вв.;

- об эстетических воззрениях в музыкальной культуре эпохи Просвещения;

- о стилевых особенностях музыки XIX века;

- о направлениях, проблемах и тенденциях развития музыки XX века;

- музыкальное творчество зарубежных композиторов;

- фактологический материал и первоисточники по курсу зарубежной музыки;

- наиболее важные события в музыкальной культуре зарубежья;

- о месте и значении белорусской музыки в системе общечеловеческих культурных ценностей;

- об основных этапах развития белорусского композиторского творчества;

- о национальных особенностях белорусской композиторской школы в контексте общеевропейских культурно-интеграционных процессов;

- о процессах, происходящих в современной белорусской музыкальной культуре;

- музыкальное творчество белорусских композиторов;

- фактологический материал и первоисточники по курсу белорусской музыки;

- наиболее важные события в музыкальной культуре Беларуси;

- об основных этапах и особенностях развития древнерусского музыкального искусства;

- о стилевой эволюции русской музыкальной культуры XVII - XVIII веков;

- о главных тенденциях в русском музыкальном искусстве XIX века;

- об основных стилевых направлениях и тенденциях русского музыкального искусства XX века;

- музыкальное творчество русских композиторов;

- фактологический материал и первоисточники по курсу русской музыки;

- наиболее важные события в музыкальной культуре России;

уметь:

- анализировать музыкальные произведения зарубежных, белорусских, русских композиторов.


Теория музыки

Гармония: гармония как область выразительных средств музыки; связь гармонии с другими средствами музыкальной выразительности; значение гармонии в характеристике музыкальных образов и в развитии музыкальной формы; зависимость выбора гармонических средств от художественного замысла и содержания музыки. Важнейшие стороны гармонии - функциональность, голосоведение и фонизм; их взаимосвязь и соотношение в различные периоды истории музыки (строгий стиль, стиль барокко, венский классицизм, романтизм, русская классика, национальные школы XIX века, отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX века). Теоретические проблемы современной гармонии.

Анализ музыкальных произведений: изучение особенностей музыкального языка, музыкальной формы, стилей и жанров в историко-стилистическом аспекте; система музыкальных жанров; понятие стиля как исторически сложившейся системы музыкального мышления; классификация музыкальных форм.

Полифония: основы теории и истории полифонии. Полифония как средство музыкальной композиции и художественной выразительности; взаимосвязь полифонии и других компонентов музыки; виды полифонии (подголосочная, имитационная, контрастная) и их взаимосвязь; полифонические формы, жанры, стили, история их развития. Изучение техники полифонического письма. Сочинение фрагментов и целых пьес на собственные или заданные музыкальные темы.

Выпускник должен:

знать:

- о гармонии как области выразительных средств музыки;

- о теоретических проблемах современной гармонии;

- об основах теории и истории полифонии;

- о зависимости выбора гармонических средств от художественного замысла и содержания музыки;

- о стиле как исторически сложившейся системе музыкального мышления;

- о взаимосвязи гармонии с другими средствами музыкальной выразительности;

- особенности музыкального языка;

- музыкальные формы и жанры в историко-стилистическом аспекте;

- классификацию музыкальных жанров и форм;

- виды полифонии и их взаимосвязь;

- полифонические формы, жанры, стили, историю их развития;

- важнейшие стороны гармонии (функциональность, голосоведение и фонизм), их взаимосвязь и соотношение в различные периоды истории музыки;

- технику полифонического письма;

уметь:

- проводить комплексный музыковедческий и исполнительский анализ музыкальных произведений;

- воспринимать и анализировать музыкальные произведения на слух;

- сочинять фрагменты и целые пьесы на собственные или заданные музыкальные темы.


Сольфеджио

Всестороннее развитие музыкального слуха. Слуховое и вокально-певческое освоение музыкальных стилей XVII - XX веков.

Выпускник должен:

знать:

- стилевые особенности музыки XVII - XX веков;

- учебно-методическую литературу по курсу;

уметь:

- анализировать на слух и интонировать образцы музыки XVII - XX веков;

- записать диктант, ориентированный на основные музыкальные стили XVII - XX веков.


Фортепиано

Совершенствование умений и навыков, полученных в период обучения в среднем специальном учебном заведении, в соответствии с требованиями по конкретной специальности. Развитие игрового аппарата; изучение инструктивной литературы, последовательное освоение учебного репертуара. Применение фортепиано в работе над произведениями для избранного инструмента, приобретение навыка грамотного разбора нотного текста, чтение с листа, умение аккомпанировать, умение использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкального произведения.

Выпускник должен:

знать:

- о роли и значении фортепиано в профессиональной деятельности музыканта;


Страницы: | Стр. 1 | Стр. 2 | Стр. 3 | Стр. 4 | Стр. 5 | Стр. 6 | Стр. 7 | Стр. 8 | Стр. 9 | Стр. 10 | Стр. 11 | Стр. 12 | Стр. 13 | Стр. 14 | Стр. 15 | Стр. 16 | Стр. 17 | Стр. 18 | Стр. 19 | Стр. 20 | Стр. 21 | Стр. 22 | Стр. 23 | Стр. 24 | Стр. 25 | Стр. 26 | Стр. 27 | Стр. 28 | Стр. 29 | Стр. 30 | Стр. 31 | Стр. 32 | Стр. 33 | Стр. 34 | Стр. 35 | Стр. 36 | Стр. 37 | Стр. 38 | Стр. 39 | Стр. 40 | Стр. 41 | Стр. 42 | Стр. 43 | Стр. 44 | Стр. 45 | Стр. 46 | Стр. 47 | Стр. 48 | Стр. 49 | Стр. 50 | Стр. 51 | Стр. 52 | Стр. 53 | Стр. 54 | Стр. 55 | Стр. 56 | Стр. 57 | Стр. 58 | Стр. 59 | Стр. 60 | Стр. 61 | Стр. 62 | Стр. 63 | Стр. 64 | Стр. 65 | Стр. 66 | Стр. 67 | Стр. 68 | Стр. 69 | Стр. 70 | Стр. 71 | Стр. 72 | Стр. 73 | Стр. 74 | Стр. 75 | Стр. 76 | Стр. 77 | Стр. 78 | Стр. 79 | Стр. 80 | Стр. 81 | Стр. 82 | Стр. 83 | Стр. 84 | Стр. 85 |



Archive documents
Папярэдні | Наступны
Новости законодательства

Новости Спецпроекта "Тюрьма"

Новости сайта
Новости Беларуси

Полезные ресурсы

Счетчики
Rambler's Top100
TopList